Мы наш, мы новый ВИНК построим [ Редагувати ]
В ожидании нового Президента, последние две недели в экономической жизни наблюдалось определенное затишье. Громкие корпоративные скандалы умолкли, основные игроки ожидали исхода политической битвы. Однако, данное затишье, судя по всему будет нарушено процессами вокруг Кременчугского НПЗ.
12 ноября Наблюдательный совет компании ЗАО "Укртатнафта" созывает общее собрание акционеров. Основной темой, вынесенной на данное собрание должно стать избрание Сергея Глушко председателем правления "Укртатнафты". Как известно, на сегодня он лишь исполняет обязанности председателя правления. Таким образом, собрание должно поставить точки над "i" в данном, достаточно спорном, назначении.
Напомним, что скандальная история вокруг "Укртатнафты" берет свое начало с идеи создания Вертикально Интегрированной Нефтяной компании (ВИНК). Изначально, используя данный предлог "Укртатнафту" хотели присоединить к "Укрнафте", которая, как известно, контролируется группой "Приват". Однако подобный ход не удался, так как против такого решения выступали многие народные депутаты. В связи с этим, Президент Украины решил передать наибольшее нефтеперерабатывающее предприятие страны НАК "Нефтегаз Украины". После якобы передачи "Укртатнафты" НАКу последовала жесткая смена менеджмента компании, которая вряд ли является бесспорной с точки зрения законодательства Украины. Фактически, глава наблюдательного совета "Укртатнафты" Равиль Муратов принял единоличное, безапелляционное решение об увольнении с должности главы правления Павла Овчаренко. На его место господин Муратов с нарушением устава компании и назначил нынешнего и.о. председателя правления Сергея Глушко. Таким образом, не только увольнение Павла Овчаренко произошло с нарушением норм, но и новоназначенный и.о. председателя правления вряд ли является, бесспорно, легитимной фигурой - ведь он не входил в правление, а значит, соответственно, не мог быть назначен его председателем.
Нельзя не заметить, что все эти перипетии с "Укртатнафтой" связаны с завершающимся этапом передела собственности и финансовых потоков в Украине. После приватизации "Криворожстали" эта компания вместе с "Укртелекомом" оставались в Украине единственными крупнейшими предприятиями, ожидавшими приватизационные торги. В условиях неопределенности результатов второго тура президентской гонки ситуация вокруг "Укртатнефти" также начинает развиваться все более стремительно. Очевидно, что некоторые политические силы, рассчитывающие на победу на президентских выборах, стремятся заморозить приватизацию, что наносит удар не только приватизационному процессу, но и самому предприятию: сдерживаются инвестиционные потоки до определения конечного собственника "Укртатнафты".
Но проблема с инвестициями приобретает и вторую сторону. После нарушений законодательства при передаче "Укртатнефти" НАК "Нефтегаз Украины" инвестиционная привлекательность компании будет подорвана, поскольку в таких непрозрачных условиях работы и нерыночном протекционизме интересов НАКа сколько-нибудь существенных вложений в предприятие ожидать не приходится, особенно со стороны зарубежных инвесторов.
Помимо этого госбюджет недополучает колоссальные запланированные суммы в 250-300 млн. долларов США, что, скорее всего, приведет к расширению "дыр" в государственной казне, ведь предприятие вопреки приватизационному закону, попросту решили "безвозмездно" передать другой компании.
Передача "Укртатнафты" пришлась на период резких скачков на нефтепродукты в Украине. В то время как Кабмин стремился удержать цены административными мерами, и активно договаривался с нефтетрейдерами, весть о "вливании" "Укртатнафты" в НАК "Нефтегаз Украины" подорвал все предыдущие усилия правительства в этом направлении. Это и неудивительно, ведь, с одной стороны, стабилизируя рынок, власти внесли нестабильность в работу предприятия, обеспечивающего около 30% отечественного рынка нефтепродуктов.
На сегодняшний день эксперты не видят пока что объективных условий для снижения цен на нефтепродукты на мировом рынке. Нет таковых и на отечественном нефтерынке. Тем не менее, количество внутренних рисков увеличивается в геометрической прогрессии. Помимо президентских выборов, энергетической политики России, интересов российских нефтяных компаний в Украине, власти добавили еще один существенный риск - формирование ВИНК. В условиях отсутствия собственных мощных добывающих ресурсов, структура ВИНК "замещается" нефтеперерабатывающими компонентами, среди которых оказалась и "Укртатнафта". Возможно, не коснись дело именно этого предприятия, идея ВИНК прошла бы в стране более безболезненно. Тем не менее, новая виртуальная структура, эффективность которой еще толком не отработана на практике, уже отразилась на стабильности работы единственного и крупнейшего в Украине пока еще национального предприятия нефтяной отрасли. Пока что сложно говорить, приведет ли такая "шоковая терапия" к гиперскачку цен, но условия для этого уже существуют. Во-первых, нефтетрейдеры готовы к увеличению цен с учетом их предыдущих потерь вследствие админрегулирования на рынке. Во-вторых, цены в Украине на бензин не адекватны европейским стандартам, что формирует условия для их роста. В-третьих, рост цен на нефть на мировом рынке практически не отражается на ценах в Украине, что также создает условия для их, хоть незначительного, но увеличения. В итоге, поспешные шаги власти, решившей экспериментировать на фоне мирового нефтяного кризиса, выглядят крайне опасными с точки зрения национальной безопасности и последствий для национальной экономики.