Бои за примирение. К проблеме ветеранов ВОВ и воинов УПА [ Редагувати ]

Накануне празднования 60-летия победы в Великой отечественной войне снова всплывает "проблема ветеранов". Наиболее часто обсуждаемым вопросом в этой связи является статус бывших воинов ОУН-УПА, дивизии "Галичина", батальонов "Нахтигаль" и "Роланд", а также других образований, которые воевали против советских войск.
Однако намного более актуальным и важным нам кажется не вопрос льгот, пенсий и наград, сопряженных со статусом ветерана, а само отношение и восприятие украинским обществом людей, которые оказались по другую сторону баррикад, и которых десятилетиями советская пропаганда называла предателями.
Статус и общество
Тема эта муссируется еще с 2000 года. Особенно активно общественные деятели и депутаты разных уровней принимались за ее обсуждение перед очередными выборами. Наиболее часто "проблема ветеранов" поднималась в одном ряду со статусом русского языка и перспективами двойного гражданства в Украине. Сколько было принято по этому вопросу резолюций, проектов и обращений - не счесть, однако "воз и ныне там".
Сегодня основным документом, который хоть как-то регулирует "проблему ветеранов", является Закон Украины "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты", принятый Верховной Радой 22 октября 1993 года. Он впервые разделил ветеранов на две группы - участников боевых действий и участников войны.
По закону, ветеран - это тот, кто "принимал участие в защите Родины или в боевых действиях на территории других государств. К ветеранам войны принадлежат участники боевых действий, инвалиды войны, участники войны". В то же время, участником боевых действий является тот, кто "принимал участие в выполнении боевых задач по защите Родины в составе военных подразделений, соединений всех видов и родов войск Вооруженных Сил действующей армии (флота), в партизанских отрядах и подполье, и других формированиях как в военное, так и в мирное время".
Среди 17 категорий участников боевых действий названы и бойцы УПА. Соответствующие изменения были внесены в закон в апреле 2001 года. То есть, фактически, они уже несколько лет являются по своему статусу ветеранами и обладают соответствующими правами и льготами. С другой стороны, в законе ни слова не сказано о воинах дивизии "Галичина" и батальонов "Нахтигаль" и "Роланд" - наиболее известных формированиях украинцев, входивших в состав немецкого Вермахта.
Это материальная сторона дела. Однако есть еще проблема восприятия этих формирований населением Украины и отношения к ним нашего общества. Ведь не примешь закон, который обязывает всех почитать или ненавидеть участников подобных отрядов.
Избавление от исторических стереотипов - путь к взаимопониманию
В данном контексте последним "отметился" президент Украины Виктор Ющенко. Выступая на учредительном съезде партии "Народный Союз "Наша Украина" 5 марта, он призывал ветеранов Великой Отечественной войны и воинов УПА "подать друг другу руки". А 16 марта попросил ветеранов не поддаваться на провокации политиков. "Я не хотел бы, чтобы тема войны была игрушкой в руках политических авантюристов", - сказал он, добавив, что левых и правых политиков должны объединять не только общие границы, но и единые мировоззренческие взгляды в том числе и относительно Великой Отечественной войны.
Давно уже не работает Правительственная комиссия по изучению деятельности ОУН-УПА, созданная в далеком 1997-м. Тем не менее, есть смысл вспомнить основной вывод, который сделала рабочая группа историков под руководством профессора Станислава Кульчицкого. В частности, установлено, что украинские националисты выступали союзниками нацистской Германии в войне против Польши и СССР до ареста их руководителей в июле 1941 года. Операции ОУН-УПА против немецких оккупантов начались только с весны 1943 года, и по мере приближения Красной армии (начало 1944 года) масштабы и интенсивность этих боевых действий уменьшались.
Выводы, согласитесь, довольно расплывчаты. Кажется, они специально были сформулированы подобным образом, чтобы, по возможности, удовлетворить всех - м защитников, и противников ОУН и связанных с ней военных формирований. Однако, если посмотреть на них под иным углом зрения, то становится очевидно, что они опровергают главные доводы тех, кто нападает на, к примеру, дивизию "Галичина". А именно: ее участники не принимали участия в расстрелах евреев и цыган.
Кроме того, дивизия "Галичина" не являлась карательным органом СС. Она относилась к фронтовым частям СС (Division Waffen SS- дословно: "дивизия оружия СС"), которые отличались от обычных фронтовых дивизий более легким вооружением. Так что словосочетание "дивизия СС", мягко говоря, не точна. Относительно же батальонов "Нахтигаль" и "Роланд", которые наиболее часто обвиняются в участии в расстрелах евреев и цыган, не найдено ни одного подтверждающего это документа. Известно лишь, что они выступали конвоирами - и в основном военнопленных, а не гражданского населения.
И еще один интересный факт: в послевоенные годы около половины боевых ячеек ОУН-УПА находились под контролем НКВД. Их главной целью была дискредитация националистических организаций в Западной Украине. И вот они не гнушались никакими методами...
Совершенно очевидно, что только избавившись от навязанных советской пропагандой стереотипов и не допуская политических спекуляций вокруг этого вопроса станет возможным найти взаимопонимание в нашем обществе в целом и среди самих ветеранов в частности.
Просто солдаты
Не стоит думать, что Украина - единственный случай подобных разбирательств. За примерами далеко ходить не надо - Литва, Латвия и Эстония являются самыми яркими из них. Там своих легионеров фронтовых частей СС давно уже чтят как национальных героев. Другой путь избрала Россия: там про существование и деятельность Российской освободительной армии генерала Власова (РОА) предпочли "забыть" и продолжить пропагандистские традиции Советского Союза - как героев тут почитают воинов Красной Армии, причем включительно с теми, кто "оказывал братскую помощь" Венгрии и Чехословакии уже после войны.
Смена власти, а с ней и властной идеологии, может дать новый импульс диалогу между историками, социологами, самими ветеранами, призванному найти решение этой сложной и запутанной проблемы. Хочется надеяться, что благие инициативы Ющенко будут реализованы. А наболевший вопрос статуса воинов УПА, которые присоединились к ней и принимали участие в боевых действиях после 1945 года, будет публично рассмотрен, и принятое решение будет объективно содействовать консолидации украинского общества.
В данной плоскости тщательная подготовка и проведение Дня Победы может стать тем событием, которое покажет, какой вклад сделали ветераны - и советской армии, и УПА - для защиты своей Родины. Ведь для многих это 9 мая может стать последним, и важно дать ветеранскому сообществу знать, что (без преувеличений и пафоса) они Солдаты, и мы их помним.
Не герои, не предатели - просто Солдаты.