В Киеве угоняют автомобили под прикрытием силовых структур [ Редагувати ]
И если борьба с коррупцией все-таки чувствуется, по крайней мере, мы каждый день слышим о задержаниях, то с бытовой преступностью все намного хуже.
Об угонах только и разговоров. Что дома, что в транспорте. Одна из самых обсуждаемых сейчас тем.
Крадут все, что могут. Только в одном Киеве за одни сутки угоняют 10-15 машин. А находят только 1 из 10. О "черных дырах" черного авто-бизнеса - Алла Матюшок.
Границ у автомобильных воров, кажется, уже не существует. Угнали бронированный джип, на котором разъезжал, губернатор Саакашвили. Infinity заместителя министра экономики Нефедова. Даже Лексус композитора Константина Меладзе своим вниманием не обошли.
Только представьте, за год угнали 20 тысяч машин. А сколько же нашли?
- Выбежал, обнаружил, что машины нет. Шок был, самый настоящий шок, не описать словами. Ее поставили во дворах около 3 километров отсюда. Когда приехал, увидел, просто обалдел.
Он был в спортзале. Престижная BMW под окнами. За ней специально охотились. Ключи украли просто из шкафчика.
Александр Базылев, житель Киева
"Искала патрульная полиция, Ну как искали, говорят что искали. Никто, конечно, не заезжал во дворы, не смотрел.
А не мешало бы. Иномарку бросили, как говорят, на отстой, практически в соседнем дворе.
"Люди неравнодушные репост в соцсетях сделали моей печальной новости, и увидел один человек совершенно случайно", - рассказывает житель Киева Александр Базылев.
Александру повезло. А вот Игорю - нет. Хотя он тоже надеется на силу Facebook. Пострадавшие уже объединяются в группы. Истории как под копирку. Полиция искать не торопится.
"Заявление приняли и все. Что как произошло по факту, зацепиться за какую-то деталь, просмотреть видеокамеры, никто этого не делал", - рассказал житель Киева ИГОРЬ.
Пост полиции на выезде из Киева. Сработала сирена. Камера наблюдения зафиксировала автомобиль с ориентировкой. Чаще всего попадаются те, кто не заплатил по кредиту.
Угнанные авто заметить не удалось ни разу. Инспекторы говорят, воры первым делом меняют номера. Шансы найти машину увеличиваются, если сразу после угона объявить план-перехват.
"Сегодня был по Мицубиси. Я лично около 15 остановил. Очень большой поток транспорта, вы же видите. Ну все - нереально", - рассказывает инспектор полиции Киева Олег Бакай.
Сейчас в базе угонов - тысячи автомобилей, все марки и модели.
"Нет ни одной, которая бы не была похищена. Вот Опель проезжает - есть в розыске, Ленд Крузер есть", - рассказал инспектор полиции Киева Олег Бакай.
За год количество угонов выросло в 4 раза! Только в Киеве угоняют до 15 автомобилей в сутки. А вот находят лишь 1 из 10.
"Факторов очень много. Начиная от недостаточно ресурса, комплектации личного состава, недостаточно, недостаточно все", - говорит начальник Главного управления Национальной полиции в Киеве Адрей Крищенко.
Любой угон разыгрывается "как по нотам". Работает обычно целая группа. Сценарий - в зависимости от ситуации.
15 минут, и ваше авто уже далеко: или на отстое во дворах, или под замком.
Гаражи. Здесь зачастую угонщики прячут автомобили. И если уже загнали в бокс, ищи-пропало. Отсюда машина либо выедет к новому собственнику или ее вовсе разберут на запчасти.
Машины среднего класса или на запчасти, или под документы разбитых так называемых двойников. Просто перебивают номер кузова.
Есть спрос даже на "Нивы" и "УАЗы" - их отправляют в глубинку. Но в основном, охотятся на авто подороже. Те, которые стартуют с 25 тысяч долларов. Эпидемия угонов элитных машин развернулась, когда на Донбассе началась война.
"Благодаря появлению "черных дыр" в лице самопровозглашенных ДНР и ЛНР, где в большем количестве оседают угнанные автомобили с территории Украины. В ДНР отработана схема их транзитного перегона на территорию Российской Федерации, в частности на Кавказ", - рассказывает блогер из Луганска Дмитрий Снегирев.
Целые потоки элитных машин через серую зону АТО - за полцены идут за границу. Новый маршрут - через Крым.
"Даже есть в объявлении такая фраза: "машины от владельца, отжатые от укропа, продаем по смешным ценам", - говорит Дмитрий Снегирев.
Шансов, что машина вернется к своему хозяину, немного. На оккупированных территориях осталась база ГАИ и оборудование для изготовления техпаспортов и номеров. Сделал новые документы, и ничего перебивать не нужно.
Все упрощает и то, что в Крыму переходят на российские номера. А в псевдореспубликах появляются свои.
Бывший оперативник Валерий Кур приоткрывает завесу и рассказывает, под чьим прикрытием работают автоворы.
"Мы только видимость внешнюю сохраняем, что у нас границы на замке. На самом деле коррупция, взяточничество и работа вместе с преступными группировками. Более того, существуют группы, которые работают чисто под силовыми структурами. И у них новейшее оборудование", - объясняет бывший сотрудник МВД Украины Валерий Кур.
В МВД признают, некоторые полицейские действительно задействованы в схемах. Но при этом говорят: сколько ни лови угонщиков, они почему-то, чаще всего, оказываются на свободе.
"Людей за угоны если раньше их арестовывали, то сейчас у нас были залоги по 30-50 тысяч гривен, с учетами того, что машина стоит 2-3 миллиона угнанная. Есть случаи, мы задерживаем 2-3 раза", - рассказал начальник Главного управления Национальной полиции в Киеве Адрей Крищенко.
Пока есть спрос, будут и предложения. Если автомобиль заказали, "Нива" это, "Лэнд Крузер" или эксклюзивная "Ламборгини", - ее уведут. Вопрос только во времени. И шанс найти 1:10.
Алла Матюшок, Сергей Килимник, Даниил Косаковский. Ивано Ермаков и Наталья неделько, "Подробности недели", телеканал "Интер".