FT: Топливный кризис вернул Ющенко в эпицентр украинской политики [ Редагувати ]

Не успели пройти 100 дней после вступления Виктора Ющенко на президентский пост при поддержке продемократических акций протеста "Оранжевой революции", как дефицит бензина вынудил его углубиться в суровые подробности управления страной, пишет Том Уорнер, киевский корреспондент британской "Файнэншл Таймс" в статье "Топливный кризис вернул Ющенко в эпицентр украинской политики".
Господин Ющенко, экс-глава Национального банка, который старался играть роль президента, не вмешивающегося в повседневную работу правительства, на прошлой неделе все-таки вмешался, чтобы ослабить топливный кризис, вспыхнувший в прошлом месяце, когда Юлия Тимошенко, выбранный им премьер-министр, распорядилась ограничить цены на нефть.
Этот шаг был предпринят с целью снизить цены и ослабить инфляцию, но российские энергетические компании, которые обеспечивают 80% украинской потребности в нефти, резко сократили импорт, что привело к серьезному дефициту.
Господин Ющенко принял решение о постепенном повышении ценового "потолка", удовлетворив поставщиков и рассеяв опасения, что госпожа Тимошенко заведет страну далеко влево.
В интервью "Файнэншл Таймс", господин Ющенко сказал: "Я не стал бы заключать, что произошедшее в течение первых ста дней работы правительства отражает абсолютные принципы его экономической и социальной политики".
Он также воззвал к пониманию со стороны иностранных инвесторов, которых оттолкнули некоторые из первых шагов правительства.
Топливный кризис положил начало спекуляциям об отставке Тимошенко. На выходных и она, и господин Ющенко опровергли существование раскола.
В своем заявлении президент Украины сказал, что его команда "монолитна как всегда" и что "позитивная оценка работы правительства остается неизменной".
От имени госпожи Тимошенко в течение нескольких последних недель в заголовках газет появились обвинения в адрес нефтяных компаний. Она также объявила о планах усилить роль государства на ряде рынков, включая рынок бензина, электричества, страхования и ипотечного кредитования.
Она также развеяла опасения среди ведущих бизнесменов в Украине и России, которые вложили серьезные капиталы в страну, что пересмотр предыдущей приватизации не будет ограничиваться определенным списком компаний, как пообещал раньше господин Ющенко.
Однако господин Ющенко снова повторил в интервью, что фиксированный список компаний, чья приватизация подлежит пересмотру, будет опубликован в "ближайшие дни".
В списке, опубликованном в "Коммерсанте", доминируют металлургические комбинаты, рудники и другие металлургические компании, проданные в 2003-2004 годах украинским магнатам. В то же время, в списке есть и несколько компаний, принадлежащих России.
Господин Ющенко заявил, что поддержит шаги по улучшению управления государственными активами, включая создание вертикально интегрированной нефтяной компании, но он не допустит никакой национализации. Компании, приватизация которых будет пересмотрена, могут быть вновь выставлены на аукцион, причем нынешним владельцам будет предоставлен шанс сохранить свои компании в случае предложения ими самой высокой цены.
Господин Ющенко сказал, что он действительно хочет сократить зависимость Украины от России как поставщика и транзитного коридора для нефти и газа, посредством проведения ряда инвестиционных проектов.
Госпожа Тимошенко попыталась доказать, что ценовой "потолок" на нефть нужен для борьбы с тем, что она назвала политически мотивированным тайным сговором между российскими нефтяными компаниями, стремящимися усложнить жизнь прозападному президенту.
В то же время сам президент сказал, что не видит никаких доказательств картельного соглашения и выступил с критикой политики ценового "потолка" как "не либеральную или рыночно-ориентированную".
"Движение в этом направлении неправильно и оно не произойдет. Я был обязан вновь напомнить правительству, что такая политика не соответствует целям или методам новой администрации", - заявил он.
Он также уделил особое внимание "колоссальным успехам" правительства, которое быстро справилось с тем, что он называет полностью коррумпированной и нефункциональной политической системой. Он заявил, что в течение первых ста дней работы правительства в рамках борьбы с коррупцией и непрофессионализмом были уволены более 16.000 государственных чиновников.
С английского перевел Роман Сокунов