Разворовывание раритетов - в Украине тоже грабят музеи [ Редагувати ]

Есть все же среди воришек национального масштаба истинные ценители прекрасного - те, чья криминальная парафия специализируется на "присвоении" (и далеко не всегда для удовлетворения собственных эстетических потребностей) картин, икон, старинных часов, ювелирных изделий, которые сбываются по наработанным каналам иностранным коллекционерам. По словам Виктора Мыца, директора Крымского филиала Института археологии НАН Украины, из нашего исторического и культурного наследия ежегодно изымаются ценности на 150-200 миллионов долларов.
Правоохранительные органы узнают лишь о малой доле "оборота прекрасного", впрочем, как и их коллеги за рубежом. Ведь в соответствии с мировой статистикой, удается отловить лишь 8% историко-культурной контрабанды. Однако, если в Европе такие случаи классифицируются как грабежи, то у нас чаще как хищения. По имеющимся оперативным данным, значительную долю хищений совершают именно те, кто призван хранить и беречь культурное наследие. Если в Европе сотрудники музеев стараются показать посетителям раритеты, то их украинские коллеги прячут некоторые особо ценные экземпляры. Понять их можно: стражи культуры несут свой крест за символические 200-300 гривен в месяц. Но не зрелищами едиными сыт музейный работник. Тем более, что риск сменить тихие музейные коридоры на тюремные нары минимальный. Разоблачить такое осиное гнездо весьма сложно - те, кто сбывают дорогостоящие раритеты, могут позволить себе оплатить и надежную "крышу". К тому же любой малейший интерес оперативных служб к делам музейным становится очевидным в столь замкнутой системе, и преступный механизм тут же сворачивает свою "лавочку" - на время, пока не исчезнут личности с милицейской внешностью. И таких примеров немало. Вот некоторые из них.
Из "свежаков" - нашумевший факт пропажи ряда раритетов из Центрального государственного исторического архива Украины, находящегося во Львове (ЦГИАЛ). Присвоив делу статус "государственной тайны", Госкомархив и руководство ЦГИАЛ оставило за собой право не называть ни имен подозреваемых действующих лиц, ни сценария противоправного действа. Однако по кулуарным сведениям стало известно, что из ЦГИАЛ пропал ряд ценнейших документов и дел. Это письма Драгоманова, документы из личного архива митрополита Шептицкого и автографы других выдающихся личностей нашей истории и культуры - Грушевского, Кулиша, Назарука. "Ободраны" личные дела Пристая и Студинского. Очень большая потеря - оригинальные фотографии начала прошлого столетия. Украдены (присвоены) десятки пергаментных грамот польских королей XVI-XVIII веков.
Дело "всплыло" лишь благодаря тому, что на последних президентских выборах прошлого года СМИ распиарили информацию о "меценатском даре", который совершил прежний вице-премьер по гуманитарным вопросам. Дмитрий Табачник от имени тогдашнего премьера Виктора Януковича преподнес Национальному музею истории Украины "зшиток листів Михайла Грушевського". Этот "дар" являлся не чем иным, как украденным из ЦГИАЛ архивным делом.
Пожалуй, наиболее дерзкое преступление за минувшее десятилетие "на культурной почве" произошло в июне 1996 года, когда было совершено разбойное нападение на Художественный музей в Чернигове. Преступники подключились (видимо с помощью сотрудников музея) к схеме охранной сигнализации и нейтрализовали сигнал про ее срабатывание. Нападавшие избили охранника и связали его. Затем взломали двери нескольких фондовых хранилищ и похитили девять полотен художников немецкой и голландской школ XVII-XIX веков, три бронзовые статуэтки общей стоимостью свыше 3,5 миллиона долларов. Преступление было тщательно подготовлено. Очевидно, поэтому оно остается нераскрытым до сих пор.
В 97-м двое нападавших в масках похитили из Полтавского художественного музея холст датской художницы Клары Петерс "Натюрморт с розами" и полотно Эжена Делакруа "Ночной бой турков с крестоносцами". Экспертная оценка стоимости двух полотен - 2 миллиона долларов. В ноябре полиция Манчестера, Великобритания, задержала четырех британцев и украинца из Ровного, пытавшихся сбыть картины за полмиллиона английских фунтов стерлингов. Далее выяснилось, что житель Ровного был среди трех грабителей, штурмовавших в марте Полтавский музей. Им оказался бывший спецназовец, закончивший Киевское военное училище.
На Байковом кладбище Киева в 1991 году нашли видного антиквара Яна Белкина с разрубленной головой. Рядом с потрепанной стодолларовой купюркой в кармане покойного была обнаружена скромная статуэтка Фаберже. Вероятно, преступники просчитались и украли "не то" - перстня, с которым Белкин выходил из дома, у него не оказалось. Экспертиза показала, что антиквара сначала пытали, а потом убили. Кстати, прокурор Московского района Валерий Лукомский рассказал, что расследование затрудняли именно коллеги убитого.
В прошлом году на одной из выставок частного собрания исторических раритетов в Киеве были представлены золотые изделия скифской и сарматской эпох, аналогов многим из которых нет ни в одном музее мира. Ведь эти предметы по всем нормам действующего законодательства являются национальным достоянием и должны быть собственностью страны. Как оно попало в частные руки - вопрос без ответа. Не так давно первая крупная партия скифского золота была выставлена на аукционе "Арианда Галери" в Нью-Йорке - 27 скифских лотов. Если уж пускать с молотка предметы национального достояния - то законным методом, так, чтобы деньжата осели в государственной казне. Как это некогда сделала Италия, правительство которой решило преодолеть финансовый кризис путем сбыта части национального достояния.
Правда, у правоохранительных органов есть и славная история разоблачений. Из-за банального (?) отключения электроэргии, Украина едва не лишилась бесценного Евангелия, подаренного в 1760 году последним кошевым атаманом Запорожской Сечи Петром Калнышевским церкви своего родного села. Реликвия хранилась в краеведческом музее города Ромны Сумской области. В сентябре 1996-го, воспользовавшись (?) тем, что была обесточена сигнализация, в музей проникли грабители. Похоже, их интересовали выставленные в экспозиции ордена и медали. Но "прихватили" и Евангелие. Одного "барыгу" правоохранители задержали с похищенным орденом Красной Звезды на базаре в Гадяче. Цепочка стала разматываться - нашли и Евангелие Калнышевского.
Стоит вспомнить и историю 1993-го года. Тогда таможенники аэропорта "Борисполь" обнаружили у пассажира часы "Лонжин". Иностранец рассказал, что приобрел их у горничной гостиницы за 150 долларов. Как такой раритет оказался у простой горничной - и по сегодняшний день остается загадкой. Ведь подобных часов всего три экземпляра в мире. В каталоге "Сотбис" напротив этих часов проставлена сумма 150 тысяч английских фунтов. Это происшествие как-то не очень и удивило украинцев - более 80% раритетов "утекает" через аэропорт "Борисполь", посты Западного и Карпатского таможенных управлений.
Как 12 редких старинных книг, представляющих историческую ценность, оказались у простой 60-летней крымчанки также остается неизвестным. Странным выглядит и завидная осведомленность пенсионерки - пытаясь вывезти книги в Израиль, бабулька подделала список литературы, изменив в нем даты издания, и разложила ценные экземпляры среди 409-ти других книг из личной коллекции, не представляющих исторической ценности.
Загадкой остается и то, как более 350 икон попали в руки американца (украинского происхождения), который пытался вывезти их на территорию Польши. Имя гражданина "в интересах следствия" не разглашается.
Если недавно "культурно-историческую" контрабанду вывозили в основном в Италию и Испанию, то сегодня отечественные контрабандисты усиленно пополняют коллекции в Ливане и Сирии. Однако, несмотря на наметившеюся тенденцию "диверсификации рынков сбыта" славянских раритетов, некоторые граждане не унывают и пытаются продавать ценности старым клиентам. Так, в феврале нынешнего года во время таможенного осмотра автомобиля, в котором в Италию направлялись личные вещи иностранного гражданина, был обнаружен "рояль в кустах" ("в грузовике") - кабинетный рояль в прекрасном состоянии конца XIX века всемирно известной санкт-петербургской фирмы "Беккер".
Пока сотрудники правоохранительных органов не особо обеспокоены данной проблемой, которая "почти" не портит процент раскрываемости преступлений. Не так много в Украине ценителей прекрасного с криминальным оттенком. Но не так много и национальных реликвий, которых при таком раскладе становится все меньше. Тем более, что разочаровавшиеся сегодня и в долларе, и в гривне украинцы видят...