Свита короля. Часть 3: Партнеры-союзники президента [ Редагувати ]

Короля делает свита. Кто сегодня делает Ющенко?
Скоро уже полгода как Виктор Андреевич, взойдя на Олимп украинской власти, обустраивает жизнь страны. На протяжении всего этого времени неоднократно можно было услышать, прочитать и даже увидеть, что "Ющенко пытается, но его окружение ему не дает". И это при том, что Ющенко уже первыми своими кадровыми назначениями вроде бы сломал стереотип о своей мягкотелости и подверженности практически любому влиянию. Поэтому меня, например, все это время занимали следующие вопросы: как могла сложиться такая ситуация? На кого опирается Виктор Андреевич в своей нелегкой работе и кто же в новой власти может противопоставить свое влияние инициативам президента?
В первой части статьи "Свита короля. Часть 1: Кумы-соратники президента" я уже говорил о "семейно-президентском" подряде и о возможной степени влияния, которое оказывает тот или иной родич на принятие решений Ющенко. Во второй части "Свита короля. Часть 2: Друзья-помощники президента" попробовал оценить воздействие, которое оказывают на главу государства "друзья семьи". И наконец в заключительной части статьи обратим наше внимание на тех персон, которые не входят в ближайший круг общения президента, но тем не менее часто играют немалую роль - непосредственно или косвенно - в принятии решений Виктором Андреевичем и в разной степени пользуются его доверием.
Как и следовало бы ожидать, эта группа "близких к телу" президента - самая многочисленная. При всем при этом я не берусь утверждать, что она ограничивается лишь людьми, названными ниже. Однако каждый из них в то или иное время упоминался в СМИ и кулуарах власти как прямо причастный к реализации каких-либо инициатив, так или иначе приведших к тому, что мы "маємо те, що маємо".
Итак...
К "дальнему ближнему" кругу Ющенко в первую очередь принято относить тех бизнесменов, которые финансово поддержали его избирательную кампанию. Это Давид Жвания, Николай Мартыненко и Александр Морозов, которые образуют так называемый финансово-промышленный "тройственный союз".
Влияние на президента Давида Важаевича Жвании обуславливается несколькими факторами. Во-первых, это деньги и организационные средства, которые он вложил в победу Ющенко на выборах. Как-то, до назначения министром, в "Украинской правде" Жвания так отозвался о своих отношениях с Ющенко: "На самом деле я поддержал Ющенко, от которого ничего хорошего я не получил...". Считает ли Давид Важаевич президента до сих пор ему чем-то обязанным - неизвестно. Во-вторых, имя Жвании довольно часто упоминалось рядом с именем российского олигарха Березовского (а иногда - и с именем Григоришина), который тоже был замечен в "финансовых симпатиях" к кампании Виктора Андреевича. А зная желание БАБа манипулировать всеми и вся, можно, в принципе, предположить, что попыток повлиять на политику Украины (хотя бы в отместку Путину) он не оставил, и некоторые люди во власти могли бы ему в этом помочь. В-третьих, о немалом весе Жвании в окружении Ющенко может свидетельствовать тот факт, что его называют одним из организаторов "тайной вечери" кандидата в президенты с руководством СБУ в сентябре 2004 года, где, предположительно, Ющенко мог быть отравлен диоксином. И наконец, в-четвертых, общеизвестно, что отношения Жвании и Тимошенко далеки от теплых. Возможности Давида Важаевича вставлять палки в колеса премьеру могли бы стать неплохим козырем в случае открытого конфликта между двумя первыми лицами государства. Зато у Жвании хорошие связи в Грузии, в частности с коллегой Ющенко Михаилом Саакашвили.
Двое друзей Жвании - Николай Мартыненко и Александр Морозов - тоже назывались в чиле спонсоров кампании Ющенко. Однако их влияние обусловлено скорее не деньгами, а связями. Они считаются близкими к вице-премьер-министру Роману Безсмертному, вице-премьер-министру Олегу Рыбачуку, министру транспорта и связи Евгению Червоненко и самое главное - к секретарю СНБО Петру Порошенко. Именно через них, а не напрямую с президентом, Мартыненко и Морозов лоббируют перед Ющенко свои и партнерские интересы и решают самые важные вопросы.
Если предыдущая "группа товарищей" относится к финансово-промышленному блоку окружения Ющенко, то следующую можно условно охарактеризовать просто как "политическую". В нее я бы отнес тех людей, которые пользуются основательным доверием Ющенко и имена которых хорошо известны каждому, кто хоть немного интересуется отечественным политикумом.
Условное первое место среди них по праву занимает вице-премьер Роман Безсмертный. То, что Ющенко недавно не принял его отставку, по-моему, свидетельствует, что в его команде не хватает таких "рабочих лошадок", готовых идти на непопулярные меры ради реализации программ президента. "Крепкая мужская дружба", как характеризует отношения Ющенко и Безсмерного политолог Кость Бондаренко, установилась между ними еще в 1999 году. Впоследствии позиции Романа Петровича только укреплялись, даже несмотря на появление в команде президента хорошего организатора Зинченко. Безсмертный регулярно бывает у Виктора Андреевича, подолгу засиживается в его кабинете и обладает способностью убеждать шефа в правильности своих суждений. В немалой степени влияние вице-премьера на президента обусловлено его позиционированием как посредника в противостоянии Тимошенко-Порошенко, а также главенствующей ролью в строительстве так любимого Ющенко "Народного союза "Наша Украина". Говорят, именно от Романа Петровича во многом зависит, как распределятся места в избирательном списке партии или блока, какие политические силы там будут присутствовать и в какой пропорции. Так что "если кто-то хочет избираться от власти - это к Безсмертному", заключает обозреватель Станислав Калуга. От себя добавлю, что Безсмертный - куда более вероятный кандидат на звание "серого кардинала" при Ющенко, чем, скажем, первый помощник Третьяков или те же Жвания с Порошенко.
По некоторым данным, под непосредственным влиянием Романа Безсмертного в последнее время находится еще один человек, пользующийся симпатиями президента - это губернатор Днепропетровщины Юрий Ехануров. Человек он сам по себе, говорят, совсем не амбициозный и не требовательный, но Ющенко редко ему отказывает, если тот его о чем-то просит.
На более чем хорошем счету у Виктора Андреевича находится дважды министр иностранных дел Украины Борис Иванович Тарасюк. Наряду с Рыбачуком и Порошенко он в течение нескольких лет вел множественные международные переговоры Ющенко - как официальные, так и не очень, - осуществлял контакты с влиятельными политиками во всем мире, проводил брифинги с дипломатами в Киеве. Хотя следует отметить, что в последнее время зарубежные связи Тарасюка, за которые Ющенко год назад был готов отдать очень многое и немало таки отдал, потеряли значение для президента. Ведь он и без них на Западе до сих пор - "звезда революции".
Стать этой звездой без Юлии Тимошенко он бы не смог, как и не смог бы договориться с ней о многих важных вещах, если бы не Анатолий Сергеевич Матвиенко. Именно Матвиенко стал тем связующим звеном, которое крепко удерживало Юлию Тимошенко в орбите Ющенко и, может быть, не давало ей начать вести собственную политику. В период революции присутствие Матвиенко в "Народной Силе" и его влияние на Ющенко определялось тем, что он был способен мобилизовать широкие массы на митинги и демонстрации, наладить связь между Ющенко и группой бывших диссидентов, с которыми Анатолий Сергеевич в последнее время сильно сдружился. Сейчас Матвиенко может не без оснований рассчитывать на понимание и поддержку своих инициатив Виктором Андреевичем, являясь одним из немногих представителей крымских властей, кому президент может доверять.
Ну и конечно же мы не можем обойти вниманием такую яркую личность как Николай Томенко. "Рупор революции", "диджей Майдана", "гуманитарий-реформатор", "толкующий волю богов" - все эти эпитеты емко характеризуют многогранную деятельность, которую развернул до, во время революции и после нее нынешний вице-премьер. Несмотря на то, что Томенко, как Фигаро, умудрился успевать "и здесь, и там", он очевидно находится на некотором отдалении от центров принятия решений. Тем не менее, пользуясь не столько доверием, сколько симпатией президента, Николай Владимирович способен "протолкнуть" через него многие свои проекты, даже если они немного попахивают авантюризмом. Если же сам он потерпит в этом неудачу, у Томенко есть и запасной путь - его считают близким к Александру Зинченко.
Главной чертой последней "группы влияния" на президента Украины является то, что в нее входят самостоятельные политики. Несмотря на то, что они вряд ли могут себе позволить говорить с Ющенко как Безсмертный, Порошенко или Червоненко, они тем не менее оказывают огромное влияние на принятие им решений, касающихся ситуации на политической арене нашей страны.
В первую очередь, это, конечно, Владимир Литвин и Александр Мороз. Они вроде бы как и партнеры-союзники президента, но время от времени позволяют себе остро критические выпады в его адрес и действовать без согласования с их позициями Ющенко не может. Влияние Владимира Михайловича обусловлено понятно чем: он фактически держит под каблуком Верховную Раду вообще о немаленькую фракцию НПУ, голоса которой нередко определяют судьбу правительственных законопроектов, в частности. В отряде Сан Саныча тоже немало депутатских штыков, которые могут попортить немало нервов как Ющенко, так и Тимошенко. И еще у него туз в рукаве - майор Мельниченко, который время от времени выскакивает как черт из табакерки со своими записями, не всегда приятными Виктору Андреевичу сотоварищи.
С некоторой натяжкой к этой группе можно отнести и Анатолия Кинаха. Он хоть и куда более послушен и менее строптив, чем Литвин или Мороз, но тоже не так прост как кажется. Влияние Анатолия Кирилловича на Ющенко, конечно, ограниченное, но в условиях катастрофической нехватки голосов в парламенте поддержка его фракцией президентско-правительственных инициатив жизненно важна. Добавьте сюда довольное мощное промышленное лобби (ну а чем еще может заниматься Партия промышленников и предпринимателей?!) - и, как говорится, получишь результат: к мнению Кинаха Виктор Андреевич редко выражает безразличие.
Ну вот вроде бы и все - с окружением Ющенко (или же с Ющенко в окружении) покончено. Однако, повторюсь: список, приведенный как в этой, так и в предыдущих частях статьи (часть 1; часть 2) не претендует на то, чтобы называться всеобъемлющим и исчерпывающим. Это лишь мое собственное мнение, взгляд и суждение. Тем не менее, смею надеяться, что оно может пригодится любому, кто хоть раз задумается, какова мотивация того или иного решения главы государства, кто и что за ним стоит или почему президент не хочет/не может/не решается (нужное подчеркнуть) сделать то, чего все мы или каждый по отдельности ждем от него уже как полгода, а надеемся - намного дольше.
При написании статьи использованы также материалы Lenta-Ua.com, Личное дело, Олигарх.net, Политбайки, Президент.org.ua, Украинская газета