Российско-украинская игра "Кто испугается первым" [ Редагувати ]
Через год после того, как Россия не сумела обеспечить избрание президентом Украины своего кандидата и была вынуждена примириться с прозападным лидером Виктором Ющенко, Москва снова взялась за свое, в этот раз используя в качестве оружия для влияния на своего соседа и бывшего сателлита природный газ.
Обе страны затеяли игру с очень высокими ставками "Кто испугается первым", которая может иметь непредсказуемые последствия для этого региона и для Европы. Предметом спора является цена, которую Украина платит за импортируемый из России природный газ, и транзитная пошлина, которую Украина взимает с России за транспортировку российского газа через территорию Украины в Западную Европу.
В этой битве российский государственный энергетический гигант "Газпром", где серьезные решения принимает российский президент Владимир Путин, схлестнулся с принадлежащим правительству Украины оператором газопроводной сети "Нафтогаз". Не впервые Путин использует "Газпром" как инструмент внешней политики; на этот раз он хочет затянуть удавку на шее Украины посредством увеличения цены за экспорт российского природного газа с 50 долларов США за 1000 кубометров более чем до 220 долларов.
Но, в отличие от ряда других бывших советских республик, которым пришлось "проглотить" подобные увеличения, Украина занимает сильные позиции и может сопротивляться: ей принадлежит один из самых протяженных магистральных газопроводов в Европу. Более 80% российского природного газа приходится транспортировать в Западную Европу через территорию Украины. Если Россия повысит цену на газ для Украины, в таком случае Киев может увеличить транзитную пошлину для "Газпрома" с нынешних 1,09 доллара за транспортировку 1000 кубометров газа на 100 километров до, возможно, 2 долларов ("Газпром" уже заявил, что согласен на увеличение транзитной пошлины до 1,75 доллара).
Этой зависимостью от Украины объясняется, почему "Газпром", с финансовой помощью Германии, решил строить газопровод под Балтийским морем, который обеспечит "Газпрому" прямой выход на его западноевропейские рынки. Но так как Северо-Европейский газопровод будет закончен строительством не ранее 2010 года и даже тогда не сможет обеспечить все потребности Европы в природном газе, Россия только лишь сократит свою зависимость от Украины, но не покончит с ней.
В момент, когда Украина уперлась, "Газпром" апеллирует за поддержкой к странам Европейского Союза (ЕС), в первую очередь к Германии, которая является его крупнейшим рынком.
"Газпром" утверждает, что Украина угрожает перекрыть поставки газа в Западную Европу, которая получает из России четвертую часть необходимого ей природного газа. Украина заявляет, что всего лишь реагирует на угрозы "Газпрома" прекратить поставки природного газа в Украину - 29 миллиардов кубометров ежегодно - если две стороны не сумеют достичь согласия.
Заместитель председателя правления "Газпрома" Александр Медведев отрицает, что используется подобная грубая тактика, или что российское правительство использует его компанию для шантажа других стран. "Газпром" просто применяет рыночные правила, сказал Медведев в одном интервью в Берлине.
"ЕС заявил, что Украина является страной с рыночной экономикой и хочет вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО), а поэтому мы просто применяем в отношении нее коммерческие критерии, - сказал он. - Это означает, что необходимо платить за газ по ценам мирового рынка".
Мало кто из экспертов в регионе верит угрозам каждой стороны. Они говорят, что, если будут нарушены поставки энергоносителей в Европу, будет подорвано доверие к обеим странам.
Директор киевского независимого Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский говорит, что угрозы являются не более чем позой.
"Это все пропаганда, что "Газпром" будет брать с Украины 220 долларов, - сказал Бураковский. - Цена будет меньшей. Я не могу сказать, насколько, но Украине все равно придется начать платить за энергоносители более высокие цены. Также является пропагандой и то, что "Газпром" угрожает приостановить поставки для Украины и Европы. В таком случае пострадало бы доверие к "Газпрому" как к надежному поставщику энергоносителей в Европу".
И, все-таки, Путин в прошлом использовал "Газпром" как свой инструмент внешней политики, пусть даже и с переменным успехом. "Газпром" повысил цену на природный газ для Польши, вынудив Польшу искать других поставщиков и разрабатывать альтернативные источники энергии. Он поднял цену на газ для Грузии, что вынудило эту страну начать экономические реформы. И в этом месяце "Газпром" объявил, что повысит цены для Прибалтийских стран и для Молдавии, чьи правительства склоняются к Западу.
"Россия наказывает Молдавию за ее прозападные позиции", - сказала эксперт по энергетике варшавского Центра восточных исследований Ивона Висневская (Iwona Wisniewska).
Но Украина - другое дело. Эта бывшая советская республика богата железом, алюминием, цветными металлами, зерном и углем, и она имеет значительную военную промышленность, а также развитую систему транспортировки газа. Украина когда-то была вторым по величине после России вкладчиком в советскую экономику, и Россия остается ее крупнейшим торговым партнером. Этнические русские составляют более шестой части ее населения.
Именно независимость Украины в начале 1990-х годов нанесла глубокий психологический и политический удар по престижу и статусу России как великой державы. Россия попыталась добиться, чтобы бывший сателлит вернулся обратно в ее лоно, но Ющенко повернул Украину на курс, который ведет к вступлению в Организацию Североатлантического договора (НАТО) и в ЕС.
Решение ЕС в этом месяце признать Украину страной с рыночной экономикой и поддержать ее вступление в ВТО было желательной поддержкой для Ющенко, но ударом для России. Именно тогда обострился спор между "Газпромом" и Украиной.
Специалист по России в Германском совете по внешней политике Александр Рар (Alexander Rahr) сказал, что, возможно, эта игра закончилась для обеих сторон. "Стремление (бывших сателлитов России) в ЕС показало Путину, что он может оставить мысль о воссоздании Содружества Независимых Государств (СНГ) в его прежней форме", - сказал Рар.
"Путин теперь заявляет, что нужно выбирать между стремлением к Западу и идеей Единого Экономического Пространства (ЕЭП) под эгидой России, - сказал Рар, имея в виду сделанное в 2003 году на саммите СНГ (в состав которого входят 11 бывших советских республик) предложение. - Всякий, кто не захочет войти в ЕЭП, будет рассматриваться как иностранная капиталистическая страна". Украине тоже придется согласиться с тем, что время дешевого российского газа прошло.
Несмотря на всю эту риторику обеих сторон, украинские экономисты сказали, что в российских планах повышения цен на энергоносители все еще может скрываться светлая сторона.
Бураковский сказал, что давление со стороны России может, в конечном счете, ускорить реформы в энергетическом секторе, который, по его словам, является коррумпированным и неэффективным. Дешевая энергия, добавил он, не давала энергоемкому промышленному производству никаких причин для модернизации.
"Мы вот уже много-много месяцев ведем разговоры о повышении цен на энергоносители и введении системы денежных расчетов за импорт энергоносителей из России, - сказал Бураковский. - Ничего не было сделано. Быть может, теперь, наконец, неизбежность более высоких цен на энергоносители форсирует некоторые реформы".
В политическом плане, более высокие цены на энергоносители могут сыграть на руку пророссийским партиям, ведущим конкурентную борьбу в преддверии запланированных на март будущего года парламентских выборов в Украине, поскольку они смогут возложить вину за этот шаг России на прозападную позицию Ющенко.
В таком случае, есть шанс для ЕС сыграть в этом деле определенную роль, открыв свои рынки для украинских товаров. "Если Европа стремится к более тесным отношениям с Украиной, - сказал он, - здесь у нее есть возможность отменить некоторые торговые барьеры".