НПУ может спровоцировать рост цен на топливо [ Редагувати ]
На прошлой недели в день голосования 15 декабря Верховная Рада со второй попытки приняла за основу законопроект #7645 "О внесении изменений в Таможенный тариф Украины, утвержденного Законом Украины "О Таможенном тарифеУкраины", предполагающий введение пошлин на импорт бензинов и дизельного топлива, по информации источника в комитете ВР по вопросам топливно-энергетического комплекса, не без усилий и влияния одного из влиятельных депутатов Рады стоящего за нефтепереработкой. Теперь Украине и простому украинцу в случае окончательного принятия этого закона следует ждать очередного повышения цен на бензин и дизтопливо.
Известны и цифры вводимого импортного тарифа - 60 евро за тонну бензина и 40 евро за тонну дизельного топлива. Аналитики считают, что в случае принятия законопроекта Украину зальют некачественным дизтопливом местного производства и бензином, уступающим по качеству импортному.
В ноябре Верховная Рада отказалась рассматривать подобный законопроект, предусматривавший введение пошлин на импорт нефтепродуктов. Накануне включения законопроекта в ноябре в повестку дня в профильном комитете Рады ничего не знали о законопроекте. Его пытались протащить через другой комитет, не имеющий прямого отношения к нефтепереработке. Очевидно, авторы проекта, среди которых крупнейший акционер НПЗ "Галичина" и лидер парламентской фракции Народной партии Игорь Еремеев, понимали, что поддержки среди специалистов законопроект не получит. Когда выяснилось, что предложения о введении пошлины в 60 евро за тонну нефтепродуктов не согласовано в комитете по ТЭК, Рада сняла его с повестки дня. Но по чьей-то воле все изменилось, и парламент принял законопроект за основу и рекомендовал правительству исключить нефтепродукты из режима свободной торговли.
Народный депутат Украины, член парламентского комитета по вопросам финансов и банковской деятельности. Анатолий Семинога назвал этот документ "чисто лоббистским". По его словам, авторы законопроекта имеют свои интересы в нефтяном бизнесе (один из авторов закона Игорь Еремеев является совладельцем группы "Континиум", владеющей пакетом акций НПК "Галичина"). "Поскольку Еремеев в одной фракции с Литвином, они приняли закон в первом чтении с нарушением регламента Верховной Рады, не обсудив этот законопроект на комитете по вопросам финансов и банковской деятельности, - заявляет Семинога. - Кроме того, нет заключения таможенно-тарифного совета, научно-экспертного управления парламента, Кабинета Министров". Семинога утверждает, что для успешного голосования законопроекта были задействованы финансовые рычаги стимулирования, иначе говоря заинтересованная сторона ходила с дипломатами денег и "убеждала" депутатов и отдельные фракции голосовать так как нужно. "Голосовали даже те фракции, которые не должны были голосовать", - убеждает депутат. Он прогнозирует, что в случае принятия этого законопроекта в третьем чтении резко повысятся цены на бензин. Наряду с ростом цен на газ (в качестве "новогоднего подарка" от России), повышении стоимости на бензин т дизтопливо ничего хорошего для украинской экономики и потребителей не сулит.
Следует напомнить, что парламент отменил импортные пошлины на бензин и солярку по инициативе Кабмина в мае. Тогда перед властью первоочередной задачей было ликвидировать бензиновый кризис, случившийся, по мнению многих экспертов, из-за необоснованного административного вмешательства. Тогда переработчики продемонстрировали нежелание работать под давлением правительства, и цены на стеллах АЗС рванулись вверх. Импортеры, получив возможность в виде отмены импортных пошлин, ввезли в Украину качественные нефтепродукты. Главными зарубежными поставщиками бензина и дизтоплива в Украину стали литовская "Мажейкю Нафта" и Мозырський НПЗ в Беларуси. "Лукойл", владеющий кроме Одесского НПЗ (остановленного на реконструкцию), перерабатывающими мощностями в соседних странах, начал импортировать бензин из Болгарии и Румынии. Российский "Альянс", владеющий Херсонским НПЗ, начал импортировать горючее в Украину, закупая его на Московском и других заводах в России.
Появление импортного горючего в стране стало причиной масштабных изменений на украинском рынке - цены перестали расти, потребитель получил доступ до качественного европейского продукта. Импорт на рынке достиг около 20%, что достаточно для того, чтобы влиять на ценовую политику отечественных НПЗ, которые раньше диктовали свои условия на рынке, не обращая внимания на интересы потребителей и государства. Появление на рынке качественного импортного продукта сильно попортило планы и нервы нашим монополистам, поскольку они потеряли мощные источники сверхприбыли.
Херсонский завод после ремонта, так и не начал переработку. Дрогобычская "Галичина" так и не запустила остановленную в начале лета переработку. Вместо этого компания WOG, контролируемая инициировавшим возврат к импортным пошлинам г-ном Еремеевым, продает бензин производства Мозырьского НПЗ. Конкурентноспособными оказались в новой ситуации крупнейшие и сравнительно новые Кременчугский (Полтавская область) и Лисичанский (Луганская область) заводы, которые так же сократили объемы переработки. Только эти два предприятия располагают установками гидроочистки, позволяющими очищать нефтепродукты от избытка серы.
И теперь собственники НПЗ, вместо того, чтобы начать модернизацию своих предприятий, чтобы конкурировать с качественной импортной продукцией пытаются избавиться от конкуренции путем введения импортных пошлин, которые хотят установить выше, чем они были до мая этого года.
Впрочем, ТНК-ВР Украина, владеющая Лисичанским НПЗ, считает, что отмена импортных пошлин на нефтепродукты стала причной значительных убытков для его компании. По словам президента ООО "ТНК-ВР-Украина", Александра Городецкого, только в ноябре возглавляемая им компания из-за отмены ввозной пошлины потеряла около 20 миллионов долларов. Именно поэтому " ТНК-ВР-Украина" позитивно оценивает очередную попытку г-на Еремеева провести через парламент возвращение ввозной пошлины на нефтепродукты. По мнению г-на Городецкого, введение пошлин не отразится на ценах бензина и дизтоплива. Просто, произойдет частичное перераспределение доходов между переработчиками и трейдерами в пользу первых. Г-н Городецкий, однако, не уточнил, кто и каким образом заставит трейдеров отказаться от своей части "пирога". При этом, потери государства от введения пошлин будут значительно больше "потерь" нефтепереработчиков.
С г-ном Городецким не согласен представитель "Мажейкю Нафта" в Украине Игорь Майстренко. По его мнению, возвращение пошлин приведет к ухудшению качества нефтепродуктов и их подорожанию. Представитель литовского НПЗ считает, что закрытие украинского рынка для импорта будет стимулировать переработчиков к запуску своих мощностей без их модернизации. "Импорт - это серьезный стимул оздоровления рынка по критерию "качество продуктов". Иморпртеры задают тон, застваляя местных производителей подтягиваться к своему, к европейскому уровню", - утверждает г-н Майстренко. По его словам, украинский бензин и дизтопливо превосходят имопртный по содержанию серы в тысячи раз. По мнению представителя литовской компании, возвращение импортных пошлин будет способствовать сохранению такого положения дел и никак не согласуется с принципами свободного рынка и ВТО, куда Украина намерена вступить в ближайшее время.
Аналитик консалтинговой компании UPECO Виталий Давий считает, что государству, прежде чем рассматривать предложение о возврате к пошлинам на импорт нефтепродуктов стоило бы сделать законодательные шаги для стимулирования переработчиков нефти модеринизировать оборудование для того, чтобы повысить глубину переработки нефти. Модернизация позволила бы переработчикам конкурировать с импортерами по качеству, а не требовать для себя льгот. "Практически все оборудование для НПЗ завозится из-за рубежа. И налоговые льготы, например отмена НДС при импорте такого оборудования, стала бы серьезным стимулом для владельцев НПЗ модернизировать заводы", - считает г-н Давий.
Ситуация с нефтепереработкой в Украине становится все более критичной. Если собственники и дальше будут отгораживаться от импорта и не будут инвестировать средства в модернизацию НПЗ, то это окончательно похоронит украинскую нефтеперерабатывающую отрасль. В соседних странах (Россия, Беларусь, Литва, Польша, Словакия, Венгрия и Румыния) уже давно все заводы модернизированы. А из наших НПЗ "эффективные" собственники выкачали все ресурсы и не желают и дальше вкладывать средства в модернизацию предприятий. В результате, в рыночных условиях (это произойдет в не зависимости от собственников НПЗ) они просто обречены на погибель.
Между тем, лоббисты нефтепереработки не сложили оружия и продолжают требовать от государства преференций для себя. В предвыборной гонке наверняка будут апеллировать и к патриотическим чувствам, декларируя намерение содействовать отечественному производителю и наполнению государственной казны. Однако от таких инициатив пострадает в первую очередь среднестатистический украинец, который по первой прихоти нефтепереработчиков (в основном российских компаний) вынужден будет платить больше за возможность прокатиться на своем авто.