Поховайте мене на Вкраїні... [ Редагувати ]

Информационная истерия вокруг возможного строительства ядерного хранилища в чернобыльской зоне продолжается. С подачи БЮТ, подхваченная "зелеными" и "НеТаковцами", она быстро приобрела политическую окраску и до сих пор активно используется ими в своей предвыборной риторике. Именно этот фактор мешает нормально оценить ситуацию вокруг данной проблемы.
Не могильник, а морг
Для начала разберемся с терминологией. Для этого ответим на три основных вопроса.
Во-первых, что такое "отработавшее ядерное топливо" (ОЯТ)? Отработавшим ядерным топливом АЭС называют те тепловыделяющие сборки (ТВС), которые вынули из реактора как отслужившие свой срок. После соответствующей технологической переработки они могут повторно использоваться в реакторах, применяться в других отраслях экономики. Вопреки распространенному стереотипу, ОЯТ само по себе не является экстремально опасным для окружающей среды. В нем содержится всего 3% радиоактивных отходов, которые действительно необходимо извлечь, переработать и безопасно удалить.
Во-вторых, в чем разница между ОЯТ и радиоактивными отходами (РАО), что из них перерабатывают, что хранят, а что - хоронят? Начнем с того, что РАО - это то, что остается после переработки ОЯТ. В процессе переработки из ОЯТ выделяют уран и плутоний, другие ценнейшие и дорогостоящие элементы, очищают их от продуктов деления, отделяют один от другого, затем иногда подвергают уран повторному обогащению, после чего его вновь можно использовать как топливо. То, что остается после переработки - это и есть радиоактивные отходы. Вот с ним уже ничего толкового сделать нельзя. По крайней мере, современная наука пока еще на это не способна. Поэтому РАО хоронят в могильниках: кто глубоко в граните, кто - в глине, кто - на дне океана. А ОЯТ не хоронят. Поскольку существующие в мире заводы не справляются с переработкой всего объема выделяемого реакторами ОЯТ (в 31-ой стране мира работает в общей сложности 443 энергетических ядерных реактора; а заводов - лишь несколько десятков), то оно отправляется на хранение в специальных хранилищах. Там оно дожидается своей очереди на переработку или же консервируется до лучших времен - пока ученые не придумают более эффективные методы его переработки. Ясно, что хранилище - это совсем не могильник, это скорее морг. Запомните это.
В-третьих, что из себя представляют "мокрые" и "сухие" хранилища ОЯТ? Выгружаемое из реактора ОЯТ очень горячо как в прямом смысле (его температура достигает 300'С), так и переносном, поскольку обладает высоким уровнем радиоактивности. Для его охлаждения и значительного уменьшения уровня радиоактивности используются специальные "мокрые" хранилища при АЭС, получившие название бассейнов выдержки. Многометровый слой воды предотвращает выход радиоактивности наружу, а также отводит тепло от ТВС, выделяемое в результате продолжающегося радиоактивного распада в продуктах деления, и постепенно понижает температуру самих сборок. Только со временем, через три-пять лет, тепловыделяющие сборки остывают. Срок "вымачивания" ОЯТ в подобных бассейнах может составлять до 40 лет. После этого ОЯТ уже без больших проблем можно выгрузить из приреакторного хранилища, отправить на переработку или поместить в другое, предназначенное для долговременного хранения - "сухое".
Что и где будут строить в Украине?
Теперь, разобравшись с основными понятиями, можно переходить к главному вопросу: что, где и на каком основании собирается строить американская фирма Holtec International ("Холтек Интернэшнл")?
Пресс-релиз на сайте американского посольства в Украине гласит: "Корпорация "Холтек Интернэшнл" с радостью сообщает о заключении контракта с Национальной энергогенерирующей компанией "Энергоатом" на создание современного централизированного Хранилища для отработавшего ядерного топлива реакторов ВВЭР атомных электростанций Украины. Создание централизированного Хранилища призвано снять необходимость перевозки Украиной отработавшего ядерного топлива со своих атомных электростанций: Южно-Украинская АЭС, Хмельницкая АЭС и Ровенская АЭС - на значительное расстояние в Россию для долгосрочного хранения".
Вот как сегодня многие СМИ представляют сложившуюся ситуацию: Украина уже одобрила строительство трех могильников - двух в чернобыльской зоне, одного в Запорожской области (плюс иногда еще проскальзывает Хмельницкая область); в них будут свозить радиоактивные отходы со всей Европы (если не со всего мира); все это неизбежно грозит стране еще тремя Чернобылями, двадцатью Хиросимами и Нагасаки вместе взятыми и вообще тотальным "ядерным геноцидом" украинского народа.
Здесь будет уместно отметить, что текст самого контракта широкой общественности пока представлен не был. Так же как и официальный комментарий президента Украины. Единственными доступными более-менее официальными документами пока что являются только релизы и заявления НЭК "Энергоатом". Так что на основе каких документов делаются настолько мрачные заключения для нас остается маленьким секретом.
А вот как видно ситуацию "с колокольни" Энергоатома". Итак, контракт от 26 декабря прошлого года, под которым поставили свои подписи Юрий Недашковский (глава "Энергоатома") и Крис Сингх (президент "Холтек Интернэшнл"), предусматривает строительство "сухого" централизированного хранилища отработавшего ядерного топлива (ЦХОЯТ). "Энергоатом" уверяет, что затраты на создание и эксплуатацию в течение 100 лет собственного хранилища составят около $520 миллионов, тогда как на оплату услуг спецпредприятий РФ по переработке всех отходов - почти $2 миллиардов (в ценах 2005 года). Далее: вопрос о месте строительства пока не решен. Выбор предстоит сделать между тремя площадками. Две из них находятся в чернобыльской зоне, третья - на базе Запорожского "сухого" ХОЯТ. Современные технологии строительства и хранения ОЯТ сводят опасность хранилища до (прошу прощения за каламбур) максимально возможного минимума.
Очевидно, что представленные взгляды антагонистичны, а проще говоря - это "две большие разницы". Какая из них ближе к истине на данный момент неизвестно. Тем временем все больше внимания уделяется подрядчику строительства - корпорации "Холтек Интернэшнл". По версии Юлии Тимошенко ее продукция (хранилища и контейнеры) является некачественной и потенциально опасной. Более того, госпожа Тимошенко утверждает, что "в мае 2005 года по многочисленным техническим рекламациям, природоохранной организацией коалиция Новая Англия, США, была отозвана лицензия на право предоставлять такие услуги (строительство ХОЯТ. - "Подробности")". Есть претензии к контейнерам и у других учреждений, и они появились не вчера. Еще в 2000 году менеджер по контролю за качеством крупнейшей американской корпорации Exelon Оскар Ширани заявил, что и проектируемые, и выпускаемые Holtec контейнеры крайне ненадежны, не отвечают техническим требованиям и, по сути, являются "лишь мусорными баками". Тем не менее, продукция "Холтек Интернэшнл" используется 80-ю АЭС по всему миру. И это тоже значит немало. В общем, и в этом вопросе ясности пока нет.
Что у Кучмы на уме, то у Ющенко...
Напомним, что весь этот "ядерный сыр-бор" берет свое начало с 8 декабря прошлого года, когда Виктор Ющенко во время поездки в Чернобыль обмолвился о необходимости постройки в Украине собственного ХОЯТ. Экономические преимущества такого решения - экономия в $1,5 миллиарда - неоспоримы. Однако тогда президент назвал это "долгосрочной перспективой, которая, в первую очередь, должна быть одобрена общественностью". Как видим, перспектива оказалась не такой уж и долгосрочной, а общественного обсуждения и тем более одобрения она не получала.
Этим в преддверии выборов, не мешкая, воспользовались конкуренты патронируемой президентом "Нашей Украины". Очевидно, что акцентирование внимания БЮТом, блоком "Не Так!" и Партией зеленых призвано не столько помочь возможной общей беде, сколько обеспечить их присутствие в информационном поле и облегчить этим силам попадание в Верховную Раду. Этим объясняются спекуляции вокруг терминов "могильник", "свалка" и т.п. (помните разницу между могильником и хранилищем?); вокруг того, что в хранилище будут свозиться радиоактивные отходы со всего мира (пока что во всех доступных официальных сообщениях речь идет исключительно об украинских АЭС) и что нам лучше продолжать вывозить ОЯТ в Россию. Ирония ситуации заключается в том, что отработавшее топливо с наших АЭС, которое перерабатывается на Горно-химическом комбинате под Красноярском, возвращается к нам уже в виде радиоактивных отходов, которые требуют захоронения. То есть, уже в реальном сегодня, а не в гипотетическом завтра в украинской земле появляются самые настоящие могильники, а не хранилища.
Не следует также забывать о том, что, как бы этого не хотелось нынешним противникам строительства ЦХОЯТ, такие вопросы даже в современной Украине не решаются за два месяца. База для подобных решений создавалась долгие годы. За точку отсчета можно взять декабрь 1999-го года, когда цивилизованный мир благосклонно признал честными фальсифицированные выборы президента Украины. Леонид Кучма заплатил за это закрытием Чернобыльской АЭС и строительством в "зоне" хранилищ. Запад пообещал дать денег на ремонт "Укрытия" и строительство новых реакторов на других станциях. А дал на возведение хранилищ в "зоне". Да и они приходили с перебоями, их было недостаточно, а какая-то их часть неизменно оседала на счетах каких-нибудь юридически-физических лиц.
Тем не менее, это не снимает ни грамма ответственности с украинских властей и господина Ющенко лично. Если вдуматься, то становится понятно, что разумной альтернативы строительству ХОЯТ с нынешним уровнем науки и техники нет. Даже захоронения на Луне не являются выходом - все равно ОЯТ и РАО нужно будет свозить в 2-3 точки земного шара для погрузки на космические корабли. А транспортировка намного более опасна, чем хранение. Однако точно так же ясно, что для миллионов украинских матерей и отцов, которые до сих пор кормят йодом своих детей, это не аргумент. А вот Рыжий лес - это аргумент.
В мире Украина - одна из двух стран, которые вывозят топливо на переработку, платя за это немалые деньги. Но может быть стране, пережившей Чернобыль, легче платить, чем бояться?..