"Наша Украина": Какой дорогой пойдете, товарищи? [ Редагувати ]

Сегодня положение, в котором оказался пропрезидентский блок "Наша Украина", напоминает сказку про Илью Муромца, который стоит перед камнем на распутье и думает, куда же ему пойти. Еще бы "нашеукраинцам" не задуматься: на коалицию с ПР, СПУ и КПУ пойдешь - электорат потеряешь, в оппозицию пойдешь - власть и деньги утратишь, на союз с БЮТ пойдешь - самостоятельности лишишься. А развернуться, отыграть все назад, надежды уже нет...
Налево пойдешь...
До сегодняшнего дня многие лидеры блока "Наша Украина" неоднократно заявляли о том, что присоединяться к "антикризисной коалиции" политическая сила, которую они представляют, намерения не имеет. Тем не менее, 12 июля именно широкая коалиция была предметом переговоров между Виктором Ющенко, Виктором Януковичем, Юрием Ехануровым, Александром Морозом, Романом Безсмертным и Олегом Рыбачуком. Их результаты пока неизвестны, однако сам факт их проведения позволяет делать прогнозы относительно будущего пропрезидентского блока в составе, по сути, оппозиционной главе страны коалиции.
Не нужно быть Нострадамусом, чтобы понять, что если НУ "пойдет налево" и войдет в состав пролетарско-капиталистического альянса, то и сам блок, и входящая в него партия "Народный Союз "Наша Украина"" окончательно утратят поддержку своего электората. По данным политолога Костя Бондаренко, если бы выборы состоялись в ближайшее время, то НУ получила бы не более 7% голосов избирателей - и те ей достались бы исключительно как номинально провластной силе. С другой стороны, Партия регионов могла бы рассчитывать на 40% голосов, а Блок Юлии Тимошенко - на 30%. Еще более мрачную картину рисует вице-президент Центра исследования корпоративных отношений Ростислав Ищенко. Он считает, что в случае создания широкой коалиции НСНУ - больше "не жилец".
Очевидно, что даже если НУ и присоединится к "антикризисной коалиции" и таким образом сохранит свое присутствие во власти, выгоды от этого будут минимальными. Дело в том, что уступки, на которые готовы пойти "регионалы" ради возможности говорить о том, что президент - с ними, просто мизерные. Особенно если сравнить их с теми, о которых шла речь на переговорах между НУ и ПР в мае-июне. Сегодня в стане "регионалов" никто уже и не помышляет о том, чтобы отдать "нашеукраинцам" пост премьер-министра. Дескать, молитесь, чтоб вам хотя бы пару министерских портфелей перепало...
Кроме потери электората и мизерных властных перспектив, союз НУ с ПР и Ко несет в себе еще одну опасность: раздираемая внутренними противоречиями и ведомая целым сонмом лидеров "Наша Украина" будет не в состоянии эффективно противостоять системности действий, военной иерархии и дисциплине "регионалов", их работоспособности и, конечно же, пресловутому ресурсу. В лучшем случае отдельные "нашеукраинские" личности смогут стать в широкой коалиции второстепенными центрами тяготения рядовых депутатов, однако, без определяющего влияния на принятие решений. Бунтари же обречены на роль слабеньких очагов сопротивления.
Прямо пойдешь...
Второй путь, по которому может сегодня пойти НУ, прямой как стрела - это дорога в парламентскую оппозицию. Сразу стоит отметить, что такой сценарий - наименее вероятный. Хотя бы потому, что многие спонсоры партии слишком долго барахтались в оппозиционном болоте и, выбравшись на твердый берег власти, возвращаться туда не имеют ни малейшего желания. О том, что именно бизнес-крыло "Нашей Украины" было раньше и является сейчас главным лоббистом альянса с Партией регионов, сказано уже немало. Равно как и о том, что именно оно представляет главную угрозу для целостности всего блока.
Так, уже упомянутый Ростислав Ищенко прогнозирует, что через полгода-год бизнесмены из "Нашей Украины" присоединятся к Партии регионов. В свои очередь, так называемые "идеологи" (то есть убежденные национал-демократы и прочие приверженцы идеалов Майдана) примкнут к БЮТ. Таким образом, НУ как блок партий просто прекратит свое существование. В противном случае украинская политика явит нам еще один пример свойственных ей парадоксов: всенародно избранный президент страны окажется в оппозиции к не менее всенародно избранному парламенту.
Поговаривают, что если "Наша Украина" все-таки окажется в оппозиции, то Виктор Ющенко окончательно забросит проект под названием "НСНУ". Вместо него, возможно, создадут новую партию "под президента", в которой не будет места "любим друзям". Одним из вероятных претендентов на председательство в новой партии называют Николая Катеринчука. Вместе с тем, директор департамента политического консалтинга агентства "Мартин груп" Тарас Березовец считает, что ведущие роли там будут играть Юрий Ехануров и Петр Ющенко. "Они давно хотели лишить Порошенко влияния на президента. Ехануров и Петр Ющенко готовятся к созданию новых пропрезидентских партий, которые позволили бы окончательно вытеснить Порошенко из политики", - утверждает эксперт.
Таким образом, как видим, переход "Нашей Украины" в оппозицию не сулит этой политической силе ничего хорошего. Ей, разве что, удастся сохранить симпатии большей части своего электората. Что, впрочем, не гарантирует ей позитивного результата на президентских выборах-2009 (Ющенко - все еще почетный председатель НСНУ) или сколько-нибудь приличного результата на выборах в Верховную Раду в 2002-ом.
Направо пойдешь...
Третий путь, который открывается перед "Нашей Украиной" - это дрейф в правую часть политического спектра Украины, то есть сближение с Блоком Юлии Тимошенко. Этот вариант эксперты тесно связывают с возможным роспуском Верховной Рады президентом и проведением досрочных выборов в высший законодательный орган страны. Юлия Тимошенко уже заявила о готовности сформировать единый избирательный список демократических сил. Ее поддержал Петр Порошенко из "Нашей Украины".
Эксперты видят в данной инициативе этих двух "заклятых друзей" попытку приободрить самих себя, а также сыграть на электоральных симпатиях, которые могут им остро понадобится уже в ближайшем будущем. "Единственная возможность улучшить показатели - создать на выборах широкую демократическую коалицию, куда войдут все, даже мелкие национал-демократические силы. В сложившейся ситуации важен каждый процент", - считает глава правления Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко. Он уверен, что в случае раздельного участия в выборах, суммарный результат БЮТ и НУ окажется ниже, чем в марте 2006 года. Прежде всего - за счет снижения рейтинга "Нашей Украины". "После многочисленных колебаний в вопросе создания коалиции, при отсутствии явно популярных лидеров и при падении рейтинга Ющенко, НУ не приходится рассчитывать на серьезный результат", - утверждает политолог.
По-видимому, понимая это, некоторые представители БЮТ считают, что именно их блок должен стать старшим партнером в новом образовании. В свою очередь, "нашеукраинцы", шантажируя Тимошенко присоединением к "антикризисной" коалиции, требуют равного представительства в избирательном списке. Дело в том, что в противном случае "Нашей Украине" грозит то, что в корпоративных отношениях называют "недружественным поглощением". Оно и понятно - Юлия Владимировна вряд ли допустит сколько-нибудь серьезную конкуренцию со стороны представителей НУ в вопросах стратегического управления новым блоком демократических сил. К тому же, это будет своеобразный способ поквитаться с Виктором Ющенко, который не выдержал конкурентного испытания Тимошенко-премьером.
Виктор Ющенко пока что не высказал своего отношения к перспективе объединения НУ и БЮТ. Однако его слова о нежелании распускать парламент и тот факт, что НУ ведет переговоры с ПР в присутствии Ющенко указывает на то, что Юлия Владимировна и Петр Алексеевич бегут намного впереди союзного паровоза. Вывод из всего вышесказанного может быть только один: какую бы дорогу не избрала "Наша Украина", она в любом случае ставит под угрозу существование блока как такового. Его распад существенно ослабит и так довольно шаткие позиции Виктора Ющенко на президентских выборах 2009 года - сомнения в успехе действующего главы страны перерастут в откровенный и устойчивый скепсис. А развернуться, отыграть все назад (хотя бы к ночи 26 марта), ни возможности, ни надежды уже нет. А на выбор, какой дорогой идти дальше не остается ни времени, ни желания.