Беларусь: грядут большие перемены? [ Редагувати ]
Одним из главных аргументов приверженцев социалистического строя, сохранившегося в заповеднике Беларусь, было то, что в соседнем государстве работают все предприятия и вовремя платят зарплату. Действительно, рабочие страны так привыкли получать деньги вовремя, что выходят на забастовку из-за сроков задержки выплат, которые украинскому работнику, не получавшему зарплату годами, покажутся смешными. Но, как говорит лидер Свободного профсоюза Вячеслав Козел, по закону администрация обязана выдавать зарплату два раза в месяц, если же закон не выполняется - люди выходят на улицу.
Так, 28 сентября бастовал Минский транспортный завод - одно из крупнейших в стране производств. Долги за август начали выдавать в тот же день. Но с 3 октября "бастует" начальство - из-за недостатка комплектующих завод пришлось остановить. По словам руководства, нехватка оборотных средств - общая для всей страны проблема. Через два дня работу завода обещают возобновить.
Правда, надежды руководства МТЗ на быстрое улучшение ситуации у многих вызывают сомнения. Дело в том, что завод сокращает свой экспорт. Количество проданных за границу тракторов уменьшилось на 16%, сократились поставки в Польшу и Германию. В 8 стран, с которыми раньше у МТЗ были экономические отношения, поставок техники не было вообще. Возможно, это связано с общим экономическим спадом.
4 октября остановился и Минский моторный завод - также из-за отсутствия комплектующих. МТЗ - главный партнер Минского моторного и поставщик основных материалов.
В Бобруйске собираются бастовать работники завода "Вагапрыбор" с требованиями о выплате зарплат за летние месяцы и назначении нового директора предприятия.
Задержки зарплат и проблема оборотных средств - ясные признаки структурного кризиса, простое включение печатного станка проблемы не решит, и уже не позволит надолго отложить их решение.
Становится ясно, что перемены в Беларуси неизбежны. Об этом свидетельствуют шаги, предпринятые правительством для либерализации экономики. В частности, по самым важным позициям, к которым были претензии международных организаций: унифицирован обменный курс и значительно сокращен список социально значимых товаров, над которыми был установлен ценовой контроль. За это 26 сентября Всемирный банк подписал соглашение о предоставлении стране кредита на сумму 22,6 миллиона долларов. Конечно, это немного, но то, что это первый кредит, предоставленный Всемирным банком Беларуси с 1994 года, говорит о многом.
Возможно, ВБ учел темпы экономического роста Беларуси, может быть, сравнил с ситуацией у соседей - в России и у нас существуют проблемы с исчезновением денег и коррупцией, и реализация проектов ВБ далеко не идеальна. Возможно, просто решил поддержать одну из свои стран-членов. К тому же, в предвыборной программе и инаугурационной речи Лукашенко пообещал провести большую либерализацию экономики, на чем настаивают международные финансовые организации.
Но, скорее всего, стимулом для проведения реформ стало не желание "понравиться" международным организациям, и уж конечно, не забота о белорусском народе. Просто стало ясно, что жить так, как последние семь лет - невозможно, экономика не выдержит. Вести советскую систему хозяйствования могло позволить себе только очень сильное государство, богатое природными ресурсами и дешевой рабочей силой. Беларусь может сохранять нерыночные отношения с Россией только до тех пор, пока это выгодно последней, а со всеми остальными странами ей придется развивать рыночные связи, для чего необходимо создавать конкурентоспособную продукцию, поскольку внутренний рынок страны слишком мал, чтобы обеспечить развитие производства.
Либерализацию планируется проводить "широким фронтом". Помимо упомянутых документов, правительство готовит закон об упрощении процедуры регистрации малых предприятий, пересмотрит бюджет в сторону сокращения расходов. Довольно активно проводится акционирование белорусских предприятий. Например, на этой неделе прошло заседание акционеров завода "Крыница", на котором было принято решение увеличить уставный фонд для привлечения инвесторов.
Конечно, белорусские чиновники - достаточно умные люди и, прежде всего, думают о последствиях либерализации для них. Беларусь не прошла путь конвертации политической власти в экономическую. Если в России и Украине секретари горкомов и обкомов стали директорами банков, богатыми людьми, то вокруг Лукашенко создалась своего рода "черная дыра". Люди находятся при власти, имеют доступ к информационным и другим ресурсам, но с точки зрения собственности не отличаются от остальных граждан. И они обеспокоены проникновением в Беларусь российского капитала. Если ничего не предпринимать, то в один прекрасный день собственность белорусского государства - то, чем они привыкли распоряжаться - станет собственностью российских финансово-промышленных групп. Например, МАЗ уже практически продали "Сибирскому алюминию", возможно, скоро за ним последует МТЗ.
Скорее всего, за заявлениями о либерализации стоит желание ближайших кругов Лукашенко быстро провести приватизацию с тем, чтобы перераспределить акционерный капитал и присвоить лучшие "куски" собственности. То есть, руководящий класс наконец конвертирует свою политическую власть в экономическую.
Конечно, российский капитал старается прийти в Беларусь, но все будет зависеть от политики Москвы: вспомните, как Путин справился с "уездными князьями" в губерниях. Вряд ли он допустит появление у себя под боком сильных финансово-промышленных объединений - ведь бизнес-группы нередко являются противниками власти Путина, а в Беларуси им не составит большого труда сформировать новое правительство "под себя".
Поскольку Путин берет финансовый капитал под жесткий контроль, он не допустит, чтобы в Беларуси строили новые империи. Проблема Лукашенко и его команды состоит в том, чтобы понять, кто в конечном итоге будет править Беларусью, решить, с кем вести диалог, и кому продать все подороже и повыгодней. По материалам радио "Свабода" и "Белорусской деловой газеты"