Право на агрессию [ Редагувати ]

В последнее время все упорнее ходят слухи, что у России наконец-то появилась своя военная доктрина, и не временная, как две предыдущие, а постоянная. И хотя министр обороны Сергей Иванов это категорически отрицает, шумиха вокруг этого эпохального документа не утихает.
Напомним читателю, что военная доктрина является тем официальным документом, который определяет официальные взгляды руководства государства на то, какие военные угрозы существуют или могут возникнуть для него, каким образом оно собирается обеспечить безопасность, развивать и использовать вооруженные силы.
Действующая временная военная доктрина РФ была принята в 1993 году Борисом Ельциным, а в апреле 2000-го Владимир Путин, внес в нее некоторые дополнения, решившись на этот шаг только после своего официального "воцарения". Временной она была в силу переходного периода в развитии государства. Документ 2000 года фактически конкретизировал и дополнял доктрину образца 1993 года. Забегая наперед, хочется отметить, что во всех трех вариантах главными угрозами безопасности нашего северного соседа названы США, НАТО и международный терроризм, однако она по-прежнему является оборонительной.
Первое и главное отличие, которое появляется в 2006 году, - меняется сам характер документа. И хотя "Военная доктрина является документом демократического государства, многоукладной экономики..." и далее по старому тексту, ее "оборонительность" претерпит ряд изменений. Например, в разделе "Основы применения ВС РФ" указано, что Россия теперь может применять силу и "защищать интересы своих граждан за рубежом, если их жизни будет угрожать опасность". То есть это явный мессидж руководству Молдовы и Грузии о нежелательности эскалации конфликтов вокруг Приднестровья, Южной Осетии и Абхазии, где большинство жителей - граждане России. Не то РФ оставляет за собой право сменить "миротворцев" на свои собственные войска без мандата ООН.
Третье отличие кроется в разделе "Обеспечение военной безопасности". Этот пункт предусматривает, что совместную оборонную политику Россия будет проводить со "странами СНГ", а не только с Беларусью, как было написано в предыдущем документе. А это означает, что РФ решила возродить свой статус супердержавы, устав от "однополярности" последних 15 лет. И для этого она хочет опереться на своих марионеток.
А еще Россия отныне просто "выступает за нераспространение ядерного оружия и средств его доставки". Ранее было записано, что она "за универсальный характер режима нераспространения ядерного оружия". Источник "Газеты.GZT", которая, кстати, и раздобыла сенсационную информацию, в Минобороны, близкий к группе разработчиков, пояснил: "Отказ от формулировки "универсальный характер" - это страховка на случай, если у Ирана появится ядерное оружие".
Небольшие изменения коснутся статуса смешанных воинских формирований СНГ: 20-я статья раздела "Основы применения ВС РФ" предусматривает, что они комплектуются в соответствии с Конституцией России. Это означает, что они практически приравниваются к российским Вооруженным силам. Уточняется статус российских граждан, живущих в странах СНГ: их нельзя призвать на срочную службу, можно только заключить контракт. Видимо, пункт необходим для того, чтобы внести хоть какую-то ясность по поводу статуса жителей Абхазии и Южной Осетии призывного возраста, имеющих российские паспорта.
Кроме того, в новой редакции та же "социалка" значится на первом месте, и оттеснила глобальные вопросы: поддержание и развитие сил стратегического сдерживания, минимально достаточных для гарантированного отражения нынешних и будущих военных угроз, современное техническое перевооружение, финансирование производственных объединений, выпускающих новое оружие и технику, и т.д. Правда, увеличение финансирования на перевооружение и нужды ВПК тоже значится в списке главных приоритетов страны.
Кстати, В украинской доктрине врагами значатся терроризм, сепаратисты, низкий уровень подготовки войск, и, - как самокритично! - накопленные запасы устаревших боеприпасов.
* * *
В этом отношении интересен сам политический аспект принятия подобной доктрины. Здесь военные пошли на достаточно смелый шаг, они просто предприняли то, что побаивались сделать политики и дипломаты, показав характер "наращивания" последнего довода королей, в нашем случае Кремля. То есть, пока кандидаты в преемники Сурков и Медведев спорят о том, каково же устройство современной и будущей России, кандидат в преемники Иванов спокойно может записать принятие этой доктрины, намеченное к подписанию не позже 1 октября, в свой актив. Нет сомнений, что россияне воспримут новый программный документ их государства с восторгом. Также никто не сомневается, что он не запылится на полках теоретиков права.
Чтобы сгладить неловкость перед своими западными, вроде бы, партнерами, прокремлевский политолог Сергей Марков заявил: "То, что НАТО и США по-прежнему представлены как вероятные противники, - остатки советской военной доктрины. Причем, на мой взгляд, не вполне адекватные, конечно, мы должны быть готовы противостоять любому противнику, но нам необходимо развитие Вооруженных сил в локальных конфликтах".
Основная ставка делается на подразделения быстрого реагирования в армии, ВВС, ВМФ и воздушно-десантных войсках, сформированных из профессиональных военных, которые составят костяк подразделений, выполняющих конкретные боевые задачи.
Неизвестно, однако, исправила ли экспертная группа «ошибку» предшественников, состоящую в том, что конечным сроком базирования ЧФ РФ в Крыму назван 2020 год, хотя даже не сильно сведущий в политике гражданин Украины вспомнит, что русских моряков в 2017 году уже не должно быть согласно двухсторонним договорам.
* * *
Что касается обозначения Америки и Альянса главными "бабами ягами", то в этом при ближайшем рассмотрении нет ничего неожиданного. Начиная с одностороннего выхода США из договора по ПРО в 2001 году, в российско-американских отношениях наблюдается очевидное похолодание, сопровождающиеся с каждой стороны колкими заявлениями и скрытыми демаршами. США, к примеру, препятствуют вступлению России в ВТО. В ходе петербургского саммита стран-членов "Большой восьмерки" они отказались подписать двусторонний протокол по ВТО.
Между Москвой и Вашингтоном возникли серьезные трения по вопросу продажи Россией "красному" правительству Венесуэлы, возглавляемому Уго Чавесом, вооружений на миллиард долларов, в том числе истребителей-перхватчиков. Сразу после подписания российско-венесуэльского соглашения США, до сих пор считающие Латинскую Америку своей вотчиной, объявили о санкциях в отношении российских компаний "Рособоронэкспорт" и "Сухой".
США и Россия также серьезно расходятся в вопросах по разрешению иранской ядерной проблемы. Они также не могут согласовать между собой дальнейшее развитие своих собственных ядерных программ. В августе 2006 года США недвусмысленно намекнули России, что готовы приступить к фактическому пересмотру договоров СНВ-1 и СНВ-2, заменив ядерные боеголовки межконтинентальных ракет на обычные, что снимет ограничения, налагаемые на их использование.
Со своей стороны Россия заявила о готовности возродить свою группировку ракет средней дальности. Кроме того, Россия в одностороннем порядке отменила совместные российско-американские военные учения "Торгау-2006", которые должны были состояться в конце сентября 2006 года на полигоне в Нижегородской области.
Что касается НАТО, то объявление его потенциальным противником так же неудивительно. Еще в 2003 году во время рассмотрения предложенной МО РФ доктрины модернизации вооруженных сил Владимир Путин и Сергей Иванов не раз отмечали в своих выступлениях одну деталь. А именно, "если НАТО сохранится в качестве военного альянса с существующей сегодня наступательной военной доктриной, это потребует коренной перестройки российского военного планирования и принципов строительства российских Вооруженных сил, включая изменение российской ядерной стратегии".
Особую озабоченность россиян вызывает, естественно, продвижение НАТО на восток и возможное вхождение в его состав Украины, что повлечет за собой осложнение ситуации вокруг Черноморского флота и российских баз в АРК. Недвусмысленная позиция, занятая российским руководством, во время высадки солдат американского контингента НАТО в Феодосии для учений, служит этому лишним подтверждением.
Тогда возникает резонный вопрос. Что в таком случае делать Украине? И здесь бескомпромиссность РФ и неопределенность Старой Европы может сыграть злую шутку с нашим обществом. Всем хочется жить в свободном от авторитаризма и раздолбайства государстве. Однако, если полстраны ностальгирует за былым "Союза величием" и смотрит в рот хозяину с имперскими замашками, а вторая половина бьется головой в закрытые для украинской евроинтеграции ворота, то тогда добра не жди.
В этом отношении россияне пока обыгрывают вчистую своих заокеанских визави, что для будущего Украины фактор чрезвычайно прискорбный. Данная доктрина - очередная горсть земли на крышку гроба чаяний европофилов. Ведь кому захочется вступать непонятно куда, зная, что окончательно этим испортишь отношения со своим якобы добрым родственником?!
* * *
По мнению аналитика Алексея Демьянова, гораздо больше вопросов вызывает третий потенциальный противник РФ - международный терроризм. Прежде всего, потому, что до сих пор в международной практике не существует четкого определения этого явления.
Любому ясно, что терроризм в понимании евреев отличается от терроризма в представлении многих арабов и иранцев. На сессии Генеральной ассамблеи ООН, состоявшейся в 2005 году, участникам так и не удалось прийти к соглашению по содержанию этого термина. Многие страны небезосновательно опасаются в частности, что под понятие "терроризм" может попасть национально-освободительная борьба.
Кроме того, если эта международная гидра станет одним из потенциальных врагов России, хотелось бы узнать, насколько правомочно в этом плане говорить о вооруженных действиях против государств, деятельность которых можно охарактеризовать как потворство терроризму. На данный момент российские военные не уточнили, что они понимают под термином "терроризм", хотя от этого напрямую может зависеть характер новой военной доктрины.
И в конце остается только вспомнить о союзниках РФ, согласно этой доктрине. Оказалось, что документ четко называет только врагов. Единственным союзником четко обозначена Беларусь. "А как же тот же Китай?", - спросит искушенный в геополитике читатель. А никак! Не смотря на то, что медведь и панда идут к общей дружбе семимильными шагами, особого внимания своему восточному соседу российский генералитет не уделяет.