16 лет вопреки всему [ Редагувати ]

Сегодня у нас, сограждане, без преувеличения сказать, знаменательный день. Вашему государству исполняется 16 лет. Видимо не в одной журналистской голове при этом рождается аналогия с возрастом человека, когда он еще не в полной мере совершеннолетен, однако имеет право на паспорт и некоторые "взрослые" привилегии.
Живы, несмотря ни на что
Уже сейчас можно констатировать, что за период с 1991 года изменились не только люди, но и общество в целом. Сейчас тем студентам, что стояли "на Граните" в 1990-м, от 35 до 45 лет. Это самая активная часть любого общества. Свою политическую карьеру, к примеру, начали оттуда Юрий Луценко, Владимир Чемерис, Олесь Доний.
Эти строчки пишутся в поезде, который везет автора в небольшой населенный пункт с говорящим названием Гуляй-Поле. Здесь будет праздноваться второй раз 24 августа в черных, анархистских цветах. Последний из выше названных политиков, кстати, входит в оргкомитет этой акции.
Тот факт, что в обществе, конкретнее среди молодежи, начинают популяризоваться идеи анархизма, идеи свободы человеческой личности от репрессивной машины государства, говорит о многом. В большинстве своем за полтора десятка лет независимости украинцы научились зарабатывать себе на жизнь самостоятельно, не оглядываясь на начальство с кнутом в руках. По закону жизни те, кто не смог перестроиться оказались или на ее обочине, или в эмиграции, или в могиле. Совок еще не умер, ведь еще живы наши родители, однако он дотягивает свои последние времена. Украинцы уже понимают на подсознательном уровне пословицу "Хто не працює, той не має".
Теперь, когда основные человеческие нужды в хлебе насущном удовлетворены, настало время обернуться и посмотреть, что же дала независимость в плане самоидентификации населения. Либо люди на вопрос "Кто вы?" отвечают: "Жители Мухосранска", либо с гордостью констатируют, что, мол, мы - граждане США или РФ. По результатам прошлогоднего опроса Центра имени Разумкова, 44% украинцев самодиентифицируют себя с малой родиной, 31% - с Украиной, 15% - с частью страны, 3% - с СССР, 2% - с РФ и 1% - с Европой. И это при том, что приверженцами европейской культуры себя назвали 7%.
Интересно, что согласно тому же исследованию патриотами себя назвали 71% населения. Кстати, особенно сильно количество "патриотов" увеличилось на пророссийском Юге, что не может не радовать. Только вот переспективу для себя в этой стране видит только 19% населения. Получается, Украину мы любим, как нерадивое дитя, да только отказываем ей в таланте и возможности сделать карьеру среди себе подобных. Выходит, есть еще над чем работать
Мы vs они
В последнее время все постсоветское пространство лихорадит болезнь под кодовым названием "нетерпимость". Не стала исключением здесь и Украина. Постепенно усиливается битва толерантности и шовинизма на берегах Днепра, что не может не волновать. С противопоставлением "мы - они" приходят страх и желание защитить себя от чужих.
Проблема разделения страны сейчас актуальна как никогда. Со временем разделение разного рода только увеличилось. И это при том, что у жителей этой страны масса общего, начиная от прошлого и заканчивая этническим происхождением. Есть ли у них общее будущее?
В Украине на 17 год ее независимости от поработителей буйным цветом растет территориальное разделение на Восток и Запад, языковое, религиозное, историческое и финансовое. И если в 2004-м году украинцы доказали себе и всему миру, что могут, если захотят, быть независимыми от власти, то сейчас время проверяет на возможность и желание терпеть рядом с собой ближнего своего, который не очень похож на тебя.
Судя по всему, в РФ ее граждане эту войну самих с собой проиграли. Подобным раскладам способствовали и богатство Москвы, и Чеченская война, и извечное мессианство, и опасное соседство с разевающим рот на Сибирь Китаем.
Однако не стоит забывать, что мы с вами все-таки ближе к Европе, чем наши восточные соседи. А потому, как бы нам ни нравились не славянские лица на улицах и смешанные браки, следует таки или самим поднапрячься, завев по десятку детей, или же учиться жить рядом с новыми украинцами. Другим выходом, чтобы спасти собственную нацию и культуру, следовало б научиться уважать свое и жить так, чтобы гости на нашей земле с спокойным сердцем могли ассимилироваться и говорить с гордостью, что они - граждане Украине.
Дороги и ВУЗ-ы
Что же у нас уже есть? У нас есть независимость, у нас есть отечественная валюта, собственные флаг, герб и гимн, а также своя столица с парламентом, Кабмином и резиденцией президента. Да у нас даже собственные олигархи в наличии.
А еще в Украине полным ходом идет процесс развития гражданского общества, который затормозился в большинстве постсоветских государств. А ведь тогдашнее местечковое руководство было никак не готово к свалившейся им на голову самостоятельности. Однако время идет, и даже старикам приходится подстраиваться под процессы глобализации. Вон, даже у первого украинского президента собственный блог появился, за что его нельзя не уважать.
Сейчас украинцы постепенно осознают, что персональное самосовершенствование в современном мире переходит из разряда вторичных человеческих потребностей в первичные. И возможность учиться так же важна, как и пропитание для организма. Потому одной из самых важных сфер жизни государства, которые должны были бы быть модернизированы, должно стать образование. А если его сделать полупринудительным, как служба в армии в советское время, когда запрещалось мобилизироваться в том же регионе, где жил, то и проблема непонимания, страха между "донбассянами" и "западенцами" будет частично решена.
В этом же контексте следовало б не только и не столько бороться с коррупцией, а значительно улучшить транспортную связь между разными частями страны. После этого, как улучшится экономика, все пойдет к улучшению и в других сферах жизни. Ведь то же взяточничество плохо выживает в экономически развитом обществе, это - антагонисты.
А если эти проблемы будут решены, жить украинской нации, не зависимой ни от кого, станет проще.
И веселее...