Банковая заморозила выборы [ Редагувати ]

У идеи проведения очередных внеочередных с самого начала было немного поклонников. За месяц судебных тяжб и реанимаций парламента количество скептиков увеличилось. А с 10 ноября в списке сомневающихся числится даже Банковая.
Вариации на тему спасения
Политический кризис в Украине перешел на новый уровень, да так качественно, что начал еще больше напоминать агонию. В стране есть парламент, который вроде бы существует, а иногда - даже работает, и в то же время – действует чуть ли не исключительно в рамках президентской милости, легко корректируемой изданием/отменой указов. Легитимность законодательного органа не вызывает смутные сомнения разве что у большей части народных избранников. Основная причина (она же повод) для подобных сомнений – затянувшееся отсутствие коалиции. Решить ее можно как минимум двумя путями. Наиболее логичный – создать новую коалицию. Вариантов масса: как максимум – все пять фракций вместе, как минимум – различные варианты комбинаций из двух-трех составляющих, как новое слово в конституционном праве – обойтись отдельно взятыми депутатскими душами. Но парламентарии не спешат сливаться в едином порыве – слишком уж им мешают внутренние противоречия вкупе с неблагоприятными внешними обстоятельствами. Отсутствие консенсуса вредит не только имиджу народных избранников, но и стране в целом. Законы, если и принимаются – то после недели-другой торгов и с оглушительным скрипом. Правительство ограничено в действиях, с одной стороны, вялотекущей законодательной инициативой, с другой - периодически активирующимся взаимонепониманием с президентским лагерем, а с третьей – время от времени возникающей дезориентацией в собственной деятельности – трудно одновременно бороться с экономическим кризисом и держать в уме возможные лозунги для предвыборной агитации. В случае чрезмерного затягивания подобной неопределенности на первый план должен бы выйти второй путь решения проблемы – перезагрузка парламента. Вот только идея очередных внеочередных не вдохновляет уже даже ее инициаторов.
В условиях зависшего в воздухе парламента количество желающих запомниться в качестве спасителей ситуации растет, как на дрожжах. Варианты спасения, несмотря на стандартность сценариев, порой радуют глаз оригинальностью своих деталей. Но тут – кто что придумает.
Некоторая часть украинского политикума не считает остро необходимым что-либо придумывать. Их стандартная риторика крутится вокруг пунктов "выборы – это плохо" и "нужно срочно что-то решать". Укоренившуюся привычку к таким заявлениям демонстрируют представители Блока Литвина и Компартии: то нардеп от БЛ Екатерина Ващук назовет выборы "глупостями", то коммунистка Екатерина Самойлик сочтет, что они "абсурд", который " лучше отменили бы совсем".
От "литвиновцев" и коммунистов недалеко ушли и другие политические силы. Например, Партия регионов сейчас, очевидно, застыла в раздумьях. Едва ли не единственная тема, о которой "регионалы" говорили до недавних пор со всей определенностью – это необходимость отставки правительства Юлии Тимошенко. Правда, эта точка зрения трансформируется на глазах.
Ненамного активнее коллег из ПР проявляет себя та часть фракции НУ-НС, которая прямо подконтрольна президенту. Поскольку инициатором выборов был глава государства, верным "ющенковцам" приходилось отстаивать идею об острой необходимости проведения кампании-2008, вопреки общей целесообразности и собственным рейтинговым перспективам. Посему до сих пор на предложения как-нибудь договориться "пул" Вячеслава Кириленко реагировал крайне вяло. Впрочем, нельзя сказать, что предложение Арсения Яценюка вызвало заметное оживление – как всегда, обещались рассмотреть, если что.
Помимо "бютовцев" и пробютовской части НУ-НС, которые фонтанируют идеями (от всеобщей коалиции имени Юлии Тимошенко через реанимацию предыдущего большинства с вариациями на тему Блока Литвина до гипотетической "поименной коалиции"), свою долю рационализации коалиционного производства решил внести и спикер.
Арсению Яценюку ратовать за сохранение действующего состава Верховной рады положено по долгу службы. Поэтому неудивительно, что спикер озвучил свой сценарий разрешения противоречий. Основной путь выхода из кризиса, по мнению Арсения Петровича, - подписание всеми заинтересованными силами (парламентскими фракциями, правительством и президентом) "меморандума временного взаимодействия". "… у нас есть единственный выход - объединиться вместе, взять общую ответственность между всеми фракциями парламента, президентом и Кабинетом министров, и до того момента, пока мы не решим политический кризис в целом, действовать в порядке временного взаимодействия ради преодоления как экономического, так и политического кризиса", - убежден глава Верховной рады. Предложение в духе любимых нынешним гарантом Конституции универсалов вызвало глубокие сомнения у Партии регионов (Александр Лавринович назвал гипотетический меморандум "ревизией конституционного строя государства") и энтузиазм у главных апологетов идеи "забудем о выборах и будем работать" – у БЮТ. А для президентской стороны такое предложение о сотрудничестве, судя по всему, стало ожидаемой индульгенцией – достойным основанием временно отказаться от идеи проведения выборов, при этом – не идя навстречу "бютовцам".
Метаморфозы на Банковой
Вскоре после того, как Арсений Яценюк высказал свою миротворческую инициативу по замораживанию кризисной ситуации (ведь неизвестно, предполагает ли меморандум создание коалиции), свое веское слово высказал и Секретариат президента. Заявление заместителя главы СП Андрея Кислинского, озвученное 10 ноября, впечатлило в первую очередь тем, что фактически Банковая едва ли не впервые за последнее время расписалась в собственном бессилии, а во вторую – резким изменением недавно незыблемой точки зрения.
То, что сторона-инициатор проведения досрочных выборов готова отложить их до лучших времен, не стало сенсацией – в сложившейся ситуации этого следовало ожидать. А вот изменения традиционной риторики президентского лагеря становятся примечательными. Одним из самых занятных моментов является, пожалуй, готовность Банковой согласиться с любым форматом коалиции. "Сегодня приемлемым является любой формат парламентского большинства - либо расширенная демократическая коалиция, либо коалиция в 300 и больше голосов". Вот только коалицию "300 и больше голосов" можно создать либо путем укоренения беспрецедентного консенсуса (а ведь совсем недавно Виктор Ющенко назвал предложение Юлии Тимошенко по "братанию" пяти фракций "неуместным"), либо методом свободных ассоциаций, основывающихся на Конституции, а ля "поименная коалиция", с чем Банковая обычно настойчиво борется. Поэтому неожиданная "широта души" представителя президентской канцелярии несколько удивила. С другой стороны, с середины сентября лагерь главы государства настойчиво повторяет парламентариям: если вы создадите коалицию, мы смиримся с вашей волей. Похоже, теперь Секретариату приходится поверить в свою давнюю мантру…
На фоне впечатляющего добросердечия СП, не менее захватывающе выглядит и пассаж Андрея Кислинского о том, что "никогда речь не шла о проведении выборов любой ценой, с тем, чтобы меньше чем за месяц от сегодня, иметь новый состав парламента". Именно "от сегодня" – действительно не шла, но совсем недавно президент был последовательным сторонников решительных мер и быстрых действий. "… До 1 января должны быть сформированы коалиция, правительство. То есть в 2009 год мы должны входить с работающим парламентом и правительством Украины", - такие планы Виктор Ющенко лелеял еще 22 октября.
На фоне вольной интерпретации президентских намерений противоречие заместителя Виктора Балоги своим же словам выглядит уже достаточно предсказуемо. Андрей Кислинский от 3 ноября: "Принятие антикризисного законопроекта никоим образом нельзя рассматривать как признак возобновления работоспособности Верховной рады". Андрей Кислинский же от 10 ноября: "В то же время, как свидетельствует положительное голосование ВРУ антикризисного законопроекта Президента Украины, шансы на объединение парламентских сил перед лицом экономического кризиса сохраняются". Для того чтобы найти отличия даже необязательно "вооружать глаз".
Во многом риторика Банковой не изменилась. Кризис экономики обусловлен "невозможностью правительства противостоять экономическим вызовам", жизнеспособность потенциальных коалициантов зависит от способности извлечь пользу из уроков прошлого, а самое главное – шанс на политическое согласие парламентариям дал президент. Проще говоря, скажите спасибо, что Виктор Андреевич приостановил указ № 911.
Сам же президент, судя по заявлениям видных "нунсовцев" заявление Андрея Кислинского воспринял "с удивлением". "По словам президента, я понял, что господин Кислинский высказался немного отважно и отчаянно", - поделился наблюдениями Роман Зварыч. При этом народный депутат уточнил: "Глава государства говорил не так резко, но мы все же поняли, что выборы действительно отходят на задний план, главным становится вопрос преодоления кризиса".
После психологического прессинга парламента в стиле "выборы состоятся в любом случае", Банковая сменила тактику. Сейчас президентский лагерь навязывает досрочной кампании роль Карлсона – она "пролетела", но обещала "вернуться" через пару месяцев. С одной стороны, это предупреждение народным избранникам – коалиция ли, "временное ли перемирие", но угроза перевыборов остается в силе. Что само по себе – неплохое орудие для шантажа. С другой – соратники Виктора Ющенко старательно спасают лицо патрона в условиях стремительно ухудшающейся игры. Сам президент, похоже, уже не знает, как поступать, поэтому настойчиво дистанцируется от ставшей нелюбимой темы. Все как всегда. Только неясно, что будет со страной, в то время как уже готовый политический кризис пытаются подвергнуть быстрой заморозке. Не факт, что из выборов получится качественный полуфабрикат.