Нацбанк удивлен отсутствием заинтересованности в долгосрочном рефинансировании [ Редагувати ]
Летом исполнится год, как в Украине "изобретено" долгосрочное рефинансирование под инвестиционные проекты. Между тем, особой активности в этой сфере не наблюдалось, а в текущем году еще не было отобрано ни одного проекта. Вскоре ситуация может поменяться: НБУ намерен выдать первый кредит в рамках этой программы. Правда, и желающих было не так уж и много. Это, впрочем, неудивительно: украинские заемщики оказались попросту неготовыми к получению "длинных" кредитов, точнее, к предоставлению под них достаточно надежных залоговых инструментов.
Покритиковав отечественную банковскую систему за снижение темпов роста и отсутствие банка реконструкции и развития, президент Кучма в своем послании парламенту заявил, что "НБУ неудовлетворительно выполняет одну из своих базовых функций - выступать кредитором коммерческих банков".
В ответ центробанк решил выдать-таки первый в текущем году кредит по долгосрочному рефинансированию банков для кредитования инновационных инвестпроектов. Об этом сообщил первый зампредседателя Нацбанка Арсений Яценюк. Впрочем, не уточнены как сумма кредита, так и банк-заемщик. Единственная доступная информация свидетельствует, что заявок на участие в проекте поступило четыре, но три из них по каким-то причинам НБУ удовлетворить отказался.
Эксперты обращают внимание на то, что в перечне номинантов конкурса на кредитование у Нацбанка пока не значится Госдепартамент железнодорожного транспорта "Укрзализныця" (которому НБУ, по словам министра транспорта Георгия Кирпы, обещал выделить кредит). По словам Арсения Яценюка, центробанк намерен финансово поддержать транспортные проекты только при условии, если транспортники попросят "реальную сумму". Таковой в НБУ считают 300 миллионов гривен, а не названные ранее Георгием Кирпой 700 миллионов гривен, которые впоследствии выросли до 2 миллиардов гривен.
Кроме того, необходима прозрачная схема выпуска "Укрзализныцей" ценных бумаг: "Нужно запустить на рынок живой фондовый инструмент, который будет обслуживаться, хорошо работать и интересовать коммерческие банки", - отметил Арсений Яценюк. Впрочем, при выполнении последнего условия участие НБУ становится излишним: привлечь средства в транспортную отрасль можно будет и путем эмиссии облигаций - без привлечения механизма рефинансирования центробанка.
В целом же в Нацбанке удивлены отсутствием у большинства банков интереса к долгосрочному рефинансированию. Арсений Яценюк предположил, что это может быть связано с высокой ликвидностью на рынке. Действительно, излишняя ликвидность межбанковского рынка сейчас составляет, по оценкам центробанка, порядка 1,5 миллиардов гривен. Более того, НБУ уже готов принимать от банков корпоративные облигации в качестве залога, но, опять же, никто эти ценные бумаги Нацбанку не предлагает. Причем требования аналогичны предъявляемым к облигациям "Укрзализныци": их свободное обращение на фондовом рынке. "Газ Украины" номер два мы не собираемся повторять", - был категоричен господин Яценюк.
По мнению директора казначейства банка "Финансы и кредит" Андрея Войтенко, в данном случае "всплыла" одна из главных проблем долгосрочного кредитования в Украине - неготовность самих заемщиков. Связка "клиент-банк", очевидно, не может предоставить Нацбанку необходимое залоговое обеспечение. Причем дело здесь отнюдь не в том, что НБУ выставляет потенциальным заемщикам непомерно высокие требования, полагает г-н Войтенко. Проблема скорее в неготовности нуждающихся в кредитах предприятий предоставить надежный залоговый инструмент и в неразвитости вторичного рынка ценных бумаг. На рынке практически отсутствуют долгосрочные (именно долгосрочные, сроком обращения около 3 лет) корпоративные долговые обязательства, которые заслуживают доверия и которые банки могли бы купить себе в портфель и в дальнейшем использовать для рефинансирования. Однако, убежден эксперт, интерес к долгосрочному рефинансированию можно было бы оживить, например, разрешив полностью использовать коммерческие бумаги для получения рефинансирования (или, скажем, подняв их разрешенную долю в залоге с нынешних 30% до 70-90%).
Таким образом, хотя "длинные" средства в представлении НБУ пока измеряются сроком до трех лет (тогда как в мире принято под термином "долгосрочный" подразумевать период от пяти лет), многие заемщики в Украине оказались попросту организационно неготовыми к получению таких средств. Что уж говорить о более долгосрочных кредитах...