Одесский НПЗ готовит иск к украинской стороне [ Редагувати ]
"Лукойл-Одесский нефтеперерабатывающий завод" готовит иск к украинской стороне в связи изменением маршрута поставок нефти на НПЗ. Об этом на сегодняшней пресс-конференции заявил гендиректор "Лукойл-Одесский НПЗ" Алексей Коваленко. На вопрос, готовится ли предприятие предпринять юридические процедуры в отношении действий украинской стороны, Коваленко ответил, что готовится иск в суд.
По его словам, тарифы по новому маршруту "Броды – Одесса" предложены в размере 5,5 доллара за тонну, что на 0,18 доллара ниже тех, что были на прежнем маршруте - через Кременчуг. В то же время с учетом изменения маршрута по территории России и Беларуси, совокупная стоимость доставки одной тонны превышает 6 долларов. Поскольку предприятию, перерабатывающем ежемесячно 200-240 тысяч тонн сырья необходима предоплата в размере 115 миллионов долларов, повышение тарифов влечет необходимость дополнительных расходов в размере свыше 1 миллиона долларов в месяц.
Коваленко заявил, что несмотря на многочисленные уведомления и переписку, "Укртранснафта" уведомила российскую сторону о своих планах лишь 29 сентября. Убытки за октябрь могут превысить 3,5 миллиона долларов. Коваленко отметил, что президент "Лукойла" Вагит Алекперов в настоящее время ведет интенсивные переговоры с украинской стороной.
Гендиректор "Лукойл – Одесский НПЗ" заявил также, что в лучшем случае завод сможет возобновить работу в первых числах ноября, в худшем - случае будет законсервирован до 2010 года, когда будут согласованы и уточнены планы на будущий год компании "Транснефть". В таком случае предприятие будет вынуждено сократить более 500 работников, отправив их в неоплачиваемые отпуска.
Коваленко также сообщил, что в 2008 году предприятие поставило на внутренний рынок 36% своей продукции – 700,4 тысячи тонн, на внешний – 64% 1222,4 тысячи тонн. В нынешнем году за 9 месяцев было экспортировано 774,1 тысячи тонн, на внутренний – 770,1 тысячи тонн. По Украине насчитывается более 6 тысяч АЗС, у "Лукойла" – 271, т.е. доля рынка составляет 4-4,5%. Поэтому говорить о монополизации рынка со стороны компании нельзя, сказал А.Коваленко. Он отметил, что вариант временной поставки сырья из Каспийского региона морским путем танкерами в Одессу также неприемлем для предприятия, поскольку стоимость доставки превышает 30 долларов за тонну.
Предприятие обратилось в местные и государственные органы власти. В т.ч. премьеру и президенту с просьбой помочь разобраться в ситуации.
Напомним, 2 октября руководство "Лукойла" приняло решение остановить производство на Одесском НПЗ в Украине, входящем в группу "Лукойл". "Это вынужденное решение вызвано действиями украинской компании ОАО "Укртранснафта", которое с 1 октября 2009 года перестало прокачивать нефть по маршруту Лисичанск - Кременчуг - Одесский НПЗ", - говорится в сообщении "Лукойла".
Предложенные "Укртранснафтой" другие маршруты поставок нефти на Одесский НПЗ, по расчетам специалистов "Лукойла", значительно удорожают стоимость сырья и, таким образом, приведут предприятие к убыточности. Так, например, предложенный маршрут - граница Беларуси-Броды-Одесса - увеличивает транспортные расходы на 5,7 доллара за тонну нефти.
Кроме этого, российское ОАО "АК "Транснефть" не имеет технической возможности обеспечить поставки нефти на Одесский НПЗ по другим маршрутам в октябре текущего года.
На сегодняшний день прошли встречи делегации "Лукойла" в Министерстве топлива и энергетики Украины, также обсуждается возможность о приеме делегации премьер-министром страны Юлией Тимошенко.