"Чистая" энергия остается "голубой" мечтой [ Редагувати ]

Замена традиционных источников энергии - новыми, экологически чистыми, до сих пор продолжает оставаться несбыточной надеждой. Заменить нефть, газ, уголь, атомную энергию пока нечем. Единственный способ дать шанс "чистой энергии" - в корне изменить стиль жизни человеческой цивилизации.
Комитет Сената США по Энергии и природным ресурсам (The Energy and Natural Resources) планирует издать закон, который обяжет производителей электроэнергии США в 2020 году добиться того, чтобы 10 процентов всего американского электричества производилось с помощью "чистых" электростанций - использующих энергию солнца, ветра, воды, биомассы и т.д. Однако нет никаких гарантий на то, что этот законопроект (даже если он будет принят) воплотится в жизнь.
В 2002 году в США было произведено 4 685 МВт ветровой электроэнергии (примерно 1 процент от всего электричества, произведенного в США), что на 10 процентов больше, чем в 2001 году. В свою очередь, в 2001 году ветровой электроэнергии было выработано на 40 процентов больше, чем в 2000. В странах Европейского Союза в 2002 году производство ветровой электроэнергии выросло на 33 процента и достигло 23 056 МВт. Вне конкуренции остается ветровая энергетика Дании, которая обеспечивает 20 процентов всех потребностей этой страны в электроэнергии. Однако в Дании практически нет энергоемких промышленных предприятий.
По подсчетам Национальной Лаборатории Исследований Возобновляемых Источников Энергии\National Renewable Energy Laboratory, ветровая энергетика еще не может считаться достойным конкурентом традиционных атомных, гидро- и теплоэлектростанций. Среднестатистическая АЭС вырабатывает примерно 1.3 тысячи МВт электроэнергии - больше, чем четыре крупнейшие в мире ветровые электростанции.
По данным Американской Ассоциации Энергии Ветра (American Wind Energy Association), cтоимость строительства ветровой электростанции уменьшилась до 1 миллиона долларов на 1 МВт - это примерно равно стоимости строительства АЭС. По эффективности вложений ветровые электростанции превосходят лишь газовые (600 тысяч долларов на 1МВт). Однако, в отличие от газа, энергия ветра бесплатна. Ее большим преимуществом перед ядерной энергетикой является то, что не существует проблемы хранения и переработки отработанного топлива. Несмотря на то, что за двадцать лет стоимость ветровой электроэнергии снизилась с 40 до 5 центов за киловатт и вплотную приблизилась к стоимости электричества, добываемого за счет сжигания нефти, газа, угля и использования ядерной энергии (в США цены на нее составляют 2-3 цента за киловатт), преодолеть этот разрыв будет сложно.
С 1978 года США затратили более 11 миллиардов долларов государственных средств на проведение научных исследований в этой отрасли, однако результаты подобных инвестиций пока невелики. На сегодняшний момент экологически чистая энергия составляет не более 8 процентов от электроэнергии, выработанной всеми электростанциями США. По прогнозу Министерства Энергетики США(Department of Energy), ее доля к 2025 году возрастет всего на 0.5 процента. Если вычесть отсюда энергию, произведенную ГЭС, то показатели будут еще более скоромными - 2.1 в 2001 году и 3.3 процента в 2025.
Проблемы возникают и при создании более экономичных автомобилей. В США постоянно ужесточаются нормы расходования топлива. К примеру, легковой автомобиль должен пробегать используя один галлон (примерно 3.7 литра) бензина 27.5 миль (1 миля примерно 1.8 км). Одна из целей этого - уменьшить потребление бензина и, таким образом, снизить зависимость США от импорта нефти. Производители автомобилей достигают целей экономии, не только оснащая машины более совершенными двигателями, но и стараясь максимально уменьшить их вес, что неизбежно ведет к уменьшению прочности корпуса. В результате, уменьшается уровень безопасности. По подсчетам Национальной Академии Наук США (National Academy of Sciences), стремление сэкономить бензин стоит США примерно 1.2-16 тысяч смертельных случаев а год. Любопытно, что правила такого рода, вводимые в США, ужесточают стандарты в отношении только новых моделей автомобилей. Вне их рамок остаются огромный парк подержанных машин, промышленные установки, использующие нефть в качестве топлива и т.д. Парадоксально, но ужесточение норм экономии топлива становится причиной повышения его потребления: на экономичных автомобилях люди предпочитают ездить больше, сжигая, таким образом, больше бензина. Современные автомобили - на 50% экономичней машин, выпускавшихся в 1970-е годы. Однако за это же время среднестатистический американец стал преодолевать на автомобиле вдвое большие расстояния. Несмотря на все меры, призванные ужесточить экономию, по прогнозу Министерства Энергетики США к 2020 году потребление энергии в США возрастет на 32 процента, при этом потребление нефти возрастет на 33 процента.
Парадоксами сопровождается также и всемирная борьба с "парниковым эффектом", точнее с выбросами углекислого газа, который считается его главной причиной. Увеличение концентрации в атмосфере углекислого газа происходит из-за уничтожения лесов (до 1.5 миллиарда тонн углекислого газа ежегодно) и увеличения объемов сжигаемой нефти, газа, угля (6 миллиардов тонн). В процессе сжигания угля в атмосферу выбрасывается больше углекислого газа, чем от сжигания нефти, а при сжигании нефти - больше, чем при сжигании газа.
На сегодняшний день не существует технологий, которые были бы способны ограничить выбросы углекислого газа электростанциями и промышленными предприятиями. Фактически, единственным способом ограничить выбросы является резкое сокращение промышленного производства и закрытие тепловых электростанций. Любопытно, что имеется и обратная взаимосвязь - развитие промышленного производства и увеличение числа автомобилей не приводят к ухудшению экологической обстановки. По оценкам Агентства по Охране Окружающей Среды США (The Environmental Protection Agency), за период с 1970 по 2002 год качество воздуха в США улучшилось: число вредных выбросов в атмосферу сократилось на 25 процентов, в то время как потребление энергии выросло на 42 процента.