Тысячи нелегалов в украинских маршрутках [ Редагувати ]
Вы торопитесь на работу, стоите с поднятой рукой на автобусной остановке, в надежде остановить одну из пролетающих мимо маршруток. Несмотря на Ваше нетерпеливое размахивание руками, вот и третья, и четвертая "карета" не останавливается, и вы тоскливо провожаете взглядом ваш шанс успеть к началу рабочего дня.
Как ни странно, вы завидуете тому сгорбленному мазохисту, спину которого видно сквозь стекло входной двери. Впустивший его в салон водитель снова и снова невежливо просит его не загораживать боковое зеркало, у него затекают ноги, ему становится страшно ехать на скорости 100 километров в час, упершись в лобовое стекло. Да - ему тяжело ехать в такой неестественной позе, да - ему душно, но он - счастливчик, он успеет на работу. Может, выйдя из авто, он даже скажет водителю "спасибо".
Но настанет и ваш черед, и вы рано или поздно влезете в одну из душных маршруток. На смену чувству восторга от того, что вам удалось втиснуться, и вы, возможно, успеете на работу, приходит удивление, когда водитель вскоре остановится, чтобы подобрать еще парочку таких как вы. Через несколько остановок вы оказываетесь втиснутыми в гущу людей в средине салона. Вам душно, вам постоянно наступают на ноги, при малейшем торможении на вас валится сосед справа - потный грузный мужчина, например. Водитель стимулирует пассажиров: "проходим внутрь салона, проходим". И тут вам становится действительно страшно: у входа вы обнаруживаете табличку с издевательской надписью "стоячих мест немерено". Посчитав стоячих "коллег по несчастью", вы приходите к выводу, что их почти столько же, сколько сидячих - 13 против 16.
В конце концов, приходит возмущение: вы замечаете, что ни один из вошедших после вас, как и вы сами, взамен уплаченной гривны не получает от водителя полагающийся талон. О том, что водитель это сделать обязан, вы узнаете из вывешенных над вашей головой правил перевозки пассажиров.
То есть, водитель везет стоячих пассажиров НЕЛЕГАЛЬНО. Мало того, что без предоставления отдельного места для сидения везти пассажира запрещено, с уплаченных за эту мучительную поездку денег не будут уплачены налоги. А ведь вы сами их платите исправно.
Эта жизненная история знакома жителю любого из крупных городов Украины (Вы можете высказаться по этому поводу на форуме). Очередное испытание в маршрутке заставляет вспомнить слова председателя профильной комиссии Киевсовета по транспорту и связи Владимира Гриненко, сказанные им не далее чем на прошлой неделе: "сегодня в системе пассажирских перевозок на автобусных маршрутах "царит хаос".
Не согласиться с депутатом городского парламента трудно. Это не просто хаос, это беспрецедентное по своей масштабности безнаказанное нарушение предписаний безопасности, а также уклонение от уплаты налогов. То, что бюджет города недополучает огромные средства, на совести не только водителей маршрутных такси и их начальства, но и контролирующих органов, закрывающих глаза на нарушения, к которым горожане уже просто привыкли.
Напомним, что за нарушение предписания о предоставлении отдельного сидячего места, полагается штраф в размере 20-и необлагаемых минимумов, то есть 340 гривен. Такие 340 гривен едут почти в каждой из более чем тысячи маршруток Киева.
А если учесть 10-15 "нелегальных" гривен за каждый рейс (допустим, сидячие, т.е. "легальные" пассажиры получают талоны), то ежедневно оборот нелегальных средств в этой отрасли в Киеве исчисляется сотнями тысяч гривен. На вопрос о том, почему маршрутные такси сознательно переполняются, водители, как правило, отвечают так: "Мы обязаны каждый день выполнять норму. Если ее не выполнишь, вычтут из зарплаты. Перевозя только сидячих пассажиров, эту норму выполнить невозможно".
В новых правилах перевозки пассажиров в маршрутных такси указано, что, если перевозчик имеет три подтвержденных случая нарушения или ненадлежащего выполнения заключенного договора в течение одного года, Киевская горадминистрация имеет право разорвать с ним договор и выставить маршрут на конкурс. Такими нарушениями являются, в частности, невыполнение утвержденного расписания движения, отклонение от утвержденной схемы движения, нарушение взятых на себя обязательств по перевозке льготных пассажиров, невыдача пассажирам билетов, а также перевозка пассажиров без предоставления сидячих мест.
О вышеупомянутых нарушениях знает каждый киевлянин, и контролеры не знать не могут. При желании городских чиновников, три нарушения можно зафиксировать не в течение года, а в течение одного контрольного рейда. То, что таковые не проводятся, свидетельствует о нежелании или неспособности городской администрации гарантировать горожанам безопасность и комфорт проезда в маршрутных такси. Причиной тому может быть личная заинтересованность ответственных лиц в существующем положении дел.
Пассажирам остается надеяться на то, что на смену "царящему хаосу" с принятием новых ужесточенных правил рано или поздно придет порядок. Однако, полагаться в этом на городскую администрацию, как показывает опыт, не стоит. Цивилизованно ездить в маршрутных такси мы сможем только тогда, когда мы сами будем сообщать о каждом нарушении в соответствующие инстанции. Их координаты, кстати, можно найти там же, где вывешены правила перевозки пассажиров, то есть в каждой маршрутке.
Платя деньги, вдвое превышающие тариф муниципального транспорта, хотелось бы ездить вдвое лучше. Главное, не привыкать к тому, что тебя возят как сельскохозяйственный груз.