Президентский посыл [ Редагувати ]

Президентству Виктора Януковича исполнилось сто дней. По этому случаю глава государства обратился к народу. Но, вопреки ожиданиям, ни полноценным отчетом о сделанном, ни масштабным анонсом грядущих изменений текст не стал. Общие фразы победили конкретику.
Мощное послание
Сто дней своего правления Виктор Янукович отметил с размахом. Презентовал реформы, обратился к народу, провел пресс-конференцию. Что интересно, послание получилось "двойного" назначения: в одном "флаконе" глава государства объединил и общение с народом, и ежегодное послание парламенту. Правда, далеко не у всех народных избранников такой непривычный формат нашел понимание. Впрочем, в Администрации президента, уточнив, что отдельная презентация для нардепов в стенах ВРУ не предусмотрена, пообещали издать полный текст программной речи и предоставить парламентариям для ознакомления. Но даже уже обнародованная "краткая версия" у представителей Кабмина получила эпитеты "мощное, всеобъемлющее послание". Его масштабы действительно поражали.
Мероприятие само по себе оказалось знаменательным. Перенос отчета из парламента во дворец "Украина", почти беспрецедентные меры безопасности, запрет на проведение поблизости акций оппозиции (небольшой пикет партии "За Украину" был оцеплен "Беркутом" и оттеснен подальше) на фоне стройных рядов приверженцев Партии регионов, красная дорожка у входа и одинокая трибуна на сцене, предназначенная для виновника торжества, – вместе эти элементы происходящего создавали по-своему впечатляющую картинку. Хотя, ожидать чего-то подобного можно было заранее. Ведь даже непродолжительная недавняя речь, в которой гарант пояснял, что его харьковское решение – во благо, было приурочено к не слишком торжественному поводу – 50-дневному юбилею новой власти.
Серьезность подобного подхода выглядит почти удивительно на фоне отличий между предыдущим и нынешним главами государства. Виктор Андреевич откровенно любил говорить много, долго и со вкусом. А вот заподозрить в том же пристрастии к риторическим упражнениям Виктора Федоровича весьма затруднительно. Хотя такое внимание к торжественным поводам высказаться может объясняться тягой к подчеркиванию даже мало-мальски значимых атрибутов власти. Виктор Янукович так долго "стоял в очереди", что пока не готов упускать возможности насладиться внешней стороной своего президентства.
Испытание глаголом гарант прошел успешно. Полуторачасовая (монотонная, но почти без сбивок и интересных оговорок) речь, вероятно, должна была расставить все точки над i, накопившиеся за сто дней президентства: и о достижениях рассказать, и реформы презентовать. Обеим темам (наряду с третьей, не менее традиционной – беспомощностью предыдущей власти) в послании уделялось множество слов, но говорить об их полном раскрытии не приходится.
Непривычно многословное обращение Виктора Януковича к аудитории по большому счету мало отличалось от аналогичных программных высказываний любого представителя власти такого уровня. Фраз было сказано много, но большинство из них имело весьма общий характер. Констатировав, что "возможно, впервые во всей новейшей истории мы с вами получили шанс спокойно, бесконфликтно взяться за работу", Виктор Федорович рассказал о своих последних достижениях. Как и предполагалось, основное внимание уделялось стабилизации власти, внешнеполитическим миру и согласию со всеми и последним экономическим успехам. Немалая часть объемного вступления была отведена на рассказ президента о том, какое наследство ему досталось. "Мы получили страну в состоянии тяжело больного", - подобному положению дел действительно можно посочувствовать. Но, отпуская ряд справедливых шпилек в адрес предшественников, большую часть времени президент делился не открытиями, а общеизвестными фактами. Системный характер проблем, соединение отечественных затруднений с угрозами всеобщего экономического кризиса, пребывание значительной части населения Украины за чертой бедности, тенезация экономики, коррупция, плачевное состояние армии, - сенсационными замечания главы государства не были, все эти тезисы в ходе предвыборной кампании успел озвучить практически каждый кандидат.
Справедливости ради, заметим, что сам гарант иллюзий по поводу оригинальности своих умозаключений, похоже, и не имел. "Убежден, что все эти проблемы известны, и вы ожидаете от меня не их констатации, а ответа на вопрос: в чем же корень зла?", - перестроился в другой режим президент. Искомый корень в том, что "миллионы наших граждан… начали чувствовать себя чужими в собственной стране". А рецепты искоренения этого зла по Виктору Януковичу вполне вписываются в тезисы его же предвыборной программы: повысить уровень жизни, достроить демократическую республику, сделать страну членом геополитического "клуба" G20, "реализовать европейский выбор"… Проще говоря, создать "Украину для людей". Но как?
Ну, за реформы!
"Не люди для реформ, а реформы для людей" – при всей афористичности своего начала та часть послания президента народу, которая не про трудности, а про светлое будущее, от слишком общего начала принципиально не отличалась. Если судить по основным тезисам, то ничего принципиально нового президент не сказал: к примеру, взгляды главы государства на налогообложение были почти в тех же формулировках озвучены накануне (в ходе заседания Комитета по экономическим реформам), а реформа судоустройства уже даже успела получить в первом чтении одобрение парламента. Но без ярких моментов все же не обошлось. Так, теоретически большой интерес может вызвать короткая, но емкая фраза: "Будет обеспечено новое качество власти посредством ее демонополизации и общественной ответственности благодаря широкому социальному диалогу". До сих пор происходящее в стране на протяжении последних месяцев "демонополизацию власти" напоминало менее всего…
Отличительной чертой "реформационной" части речи главы государства оказалось отсутствие тяги к развитию тезисов. В большинстве случаев гарант озвучил необходимость скорейшего проведения нужных и важных преобразований, которые поднимут экономику, улучшат социальное положение дел, увлекут вперед бизнес и обновят инфраструктуру. Но, признавая необходимость реформ, государственный лидер крайне редко делился четкими рецептами. Во многих случаях апофеозом конкретики являлось намерение принять "профильный закон" то в следующем году, то – до конца года текущего (например, изменить законодательство о местном самоуправлении). Причем в речи зачастую не очерчивалось даже приблизительное направление этих изменений. Но, возможно, как раз такие подробности и будет включать "вдвое большее по объему" издание спича для парламентариев.
Наиболее подробно президент останавливался на тех пунктах "околореформенного" характера, которые, вероятно, считаются сделанным делом. Так это было с уже упомянутыми налоговыми и судебными примерами, по той же схеме "Непременно это сделаем так и вот так" преподносились будущие решения, на принятии которых давно настаивает Международный валютный фонд (например, постепенном переходе к гибкому валютному курсу). Хотя в анонсировании спорных вопросов глава государства был очень острожен: да, нагрузка на бюджет пенсионных выплат "одна из высочайших в мире", но тут нельзя ущемить права народа; да, тарифы требуют пересмотра, но необходимо и "параллельно внедрить четкую адресную помощь наименее незащищенным гражданам"… Но несмотря на обилие оговорок и смутных предположений, время от времени в президентском обращении встречались и яркие факты, повышающие эффект значимости происходящего. Завершить программу приватизации за пять лет (продать все, но не все – "объекты, которые обеспечивают выполнение государством своих основных функций и национальную безопасность" – неприкасаемы), провести зимнюю олимпиаду-2022 в Карпатах (львовский экспромт набирает обороты), реализовать право граждан на формирование и контроль над работой представительских органов власти (оптимистичного развития – права отзывать непутевых депутатов – идея на поверку не получила, речь шла о возвращении элементов "мажоритарки", не более того), усилить права оппозиции, выстроить "олигархов и лоббистов" в общую очередь, вывести 3-5 вузов в мировые рейтинги (возникает вопрос: а что будет с остальными?)… Но и эти изюминки выступления не слишком похожи на четко сформулированные инициативы, воплощения в жизнь которых следует ожидать в ближайшие месяцы.
Пройдясь по экономике и "социалке", президент не забыл и о гуманитарной сфере. Одна из главных его целей – обеспечить диалог между культурами. Как именно будет осуществляться этот диалог (хотя, хотелось бы верить, что все-таки полилог) и чья партия в нем будет ведущей, опять-таки, Виктор Федорович не уточнил. Зато поделился еще одной порцией тезисов, не требующих обсуждения: о важности культурного, научного (одной из "практических" идей оказалось создание национальной электронной библиотеки), общественного развития… Завершив с реформами, президент вернулся на круги своя: отвесил несколько "комплиментом" былым руководителям государства и контрольно уточнил, как, с кем и настолько должна дружить Украина. Что показательно, взаимоотношениям с ЕС было уделено даже немного больше внимания, чем стратегическому братству с Россией (восемь абзацев против семи, если опираться на текст, выложенный пресс-службой). Повторив любимое заключение об острой необходимости внеблоковости, гарант чуть позже уделил время и печальному положению дел в вооруженных силах. Завершил же речь предсказуемо оптимистично: "Перемен сегодня ждет каждый украинец. Перемен от Украины ждет и весь мир".
При всей объективности жажды перемен, стоит отметить, что в полной мере ответа на вопрос: как именно будут происходить эти перемены (помимо стандартного – реформы – это хорошо и прогрессивно) – программная речь главы государства не дает. Общий посыл ясен: Виктор Федорович – президент, он знает, как надо, и будет всей Украине от этого счастье. Безусловно, ожидать от текста обращения к народу глубоко анализа ситуации и максимальной конкретизации предполагаемых действий не приходится. Но все-таки хотелось бы, чтобы программная речь не была в такой степени вариацией на тему программы. Причем программы предвыборной, а не действий.