Грищенко: Мы сосредотачиваемся на качестве соглашения об ассоциации с ЕС [ Редагувати ]
Переговоры с Европейским Союзом по соглашению об ассоциации в части создания зоны свободной торговли продвигаются довольно сложно. Как будет действовать Украина в ситуации, если ЕС не пойдет навстречу?
- Мы прошли довольно значительный путь в направлении приближения к ЕС. Что касается соглашения об ассоциации, то в политической составляющей осталось несколько вопросов, к которым мы вернемся после согласования всех остальных аспектов, в том числе, касающихся зоны свободной торговли. Как известно, зона свободной торговли - это наиболее сложная сфера ведения переговоров, где нужно учитывать интересы каждого из секторов экономического развития нашего государства, а также интересы наших партнеров. За последнее время мы можем констатировать очень существенное продвижение по целому ряду переговорных позиций по товарам. Мы наконец-то получили официальное предложение по услугам, которого длительное время не было. У нас ведется серьезный диалог по сельскому хозяйству, который всегда считался чувствительной темой. К примеру, вопрос географических названий. Что такое для нас "Массандра"? Для нас это институция, которая существует уже сотни лет. Точно так же "Кагор" или портвейн "Порто". Так вот позиция ЕС, что это исключительно название портвейна региона Порту (Португалия). Соответственно нужно найти ту формулу, которая с одной стороны отображала бы мировую тенденцию защиты, а с другой позволяла бы плавно переходить к определенным стандартам. В целом, мы можем сказать, что есть определенный прогресс, мы выходим на этап поиска более обобщенной картины. Мы рассчитываем на то, что то взаимопонимание, которое удалось достичь, и тот факт, что в 2011 году председательствовать в ЕС будут Венгрия и Польша, которые последовательно отстаивают интересы Украины в ЕС, позволит нам завершить эти переговоры уже в этом году. В этом процессе мы рассчитываем на принятие со стороны ЕС политических решений по поводу постепенного открытия своего рынка для Украины и в первую очередь речь идет о доступе к сельскохозяйственному рынку, рынку услуг, в частности, транспортному и энергетическому, а также распространение на Украину свободы предпринимательской деятельности и связанной с ней свободы передвижения лиц. Таким образом, сегодня мы сосредотачиваемся, в первую очередь, на качестве будущего соглашения, а не на сроках завершения переговоров. Мы приложим максимум усилий для достижения соответствующих компромиссов в максимально краткие сроки.
А как обстоят дела в визовом диалоге с ЕС?
- У нас есть план, соответственно приняты решения и на уровне правительства по поводу его выполнения. Есть понимание, как нам нужно действовать, есть механизм, и, конечно же, это потребует значительных средств, с помощью которых будет проводиться работа. Но и тут у нас есть четкое понимание, что мы должны делать. До следующего саммита, где-то до лета, мы должны выйти на реальные результаты в этом направлении. То есть сейчас идет серьезная, последовательная, профессиональная работа на разных уровнях в плановом порядке, но на основе той политической договоренности, которая позволяет уверенно двигаться вперед.
Известно, что Вы о сроках не говорите, но реально ли получить безвизовый режим с ЕС до Евро-2012?
- К Евро-2012, я думаю, мы так либо иначе договоримся о специальном режиме при пересечении границы с Польшей. Он позволит нашим болельщикам проходить пограничный контроль по упрощенной системе. Наряду с диалогом об отмене виз со стороны ЕС мы ведем и диалог по либерализации визового режима. Речь идет о расширении категории лиц, которые могут получать визу бесплатно, а также по упрощенному механизму.
США высказали обеспокоенность ситуацией с демократией в Украине. Как Вы расцениваете такие выводы нашего стратегического партнера и проводились ли беседы с представителями американских властей по этому поводу?
- С одной стороны - от Украины ожидали и ожидают, что в рамках общего реформирования многих сфер нашей социально-экономической жизни будут осуществляться и активные шаги в направлении борьбы с коррупцией. Есть попытки практически одной структуры среди оппозиционных сил Украины представить все следственные действия, как имеющие политический подтекст. Мы разъясняем, что это не отвечает действительности и приводим конкретные примеры. Сегодня очевидно, что в Украине ведутся сотни таких расследований на разных уровнях. Они касаются и предыдущей, и нынешней власти. Но не все, кто отслеживают все эти процессы, понимают ситуацию правильно. Те, кто не настолько знает реальный контекст, упрощенно воспринимает ситуацию. Конечно же, мы заинтересованы в том, чтобы наши партнеры знали об этом больше. Для этого у нас в министерстве был организован брифинг для посольств иностранных государств, где руководитель КРУ детально с цифрами на основании проведенных проверок рассказал в рамках его компетенции, в чем заключается ситуация.
А как Вы прокомментируете решение Чехии о предоставлении Богдану Данилишину политического убежища?
- Вы знаете, мы поинтересовались тем, как часто предоставлялось политическое убежище в Чехии. Так вот, они достаточно активно давали политубежище гражданам и стран-членов ЕС, и Украины в том числе. Дело в том, что эти факты не были в столь публичном измерении, но они были. Понимаете, сама по себе Чехия - это страна, в которой не так сложно получить политическое убежище. Мы буквально на днях просмотрели материалы одной из неправительственных организаций, которая отслеживает такие вопросы, и обнаружили, что для украинцев Чехия – это та страна, где можно намного проще, чем где-либо еще, получить политическое убежище. Наверное, именно поэтому в Чехию выехал сам Данилишин. Эта ситуация неприемлема, когда ведется самое обыкновенное расследование по делу о коррупции, применяются попытки избежать ответственности через утверждение, что это политическое преследование. В данном случае нет никакого политического подтекста. Конечно же каждый, кто занимает какую-то должность, может считать себя политиком, но, по сути, если ты не избирался в парламент, не вел политическую борьбу, выступая на митингах, в парламентах, а занимался исполнением государственных дел, то по сути ты мало чем отличаешься от директора департамента, начальника управления, руководителя инспекции и так далее. По крайней мере, в моем понимании есть политический министр, который часто ничего не знает о том, чем руководит, а есть те, кто все знает, но не может претендовать на то, что он в чистом виде политик. И эта разница существует.
МИД получил мотивацию чешской стороны по этому решению?
- Мы дали ноту, и конечно же ожидаем такую мотивацию, надеемся ее получить. Мы высказываем чешской стороне свое мнение по этому поводу. Ведь вопрос не столько в самом Данилишине, а в том, что, наверное, неприемлемо существование нескольких мест, где люди избегают своей ответственности. Они вам всем известны. И это не очень правильная ситуация для того, чтобы в равной мере можно было применять верховенство права, где все равны перед законом и никто не прячется. Но я хочу отметить, что мир меняется и злоупотребление политубежищем для того, чтобы уйти от ответственности за конкретные действия, не имеющие политического измерения, не является сегодня приемлемым, в том числе и с точки зрения защиты европейских ценностей.
Когда начнутся практические работы по демаркации украино-российской границы?
- У нас уже начинается сама демаркация границы. Мы в ближайшее время организуем заседание совместной демаркационной комиссии, то есть завершается организационная подготовка и мы уже начинаем этот процесс, который займет определенное время. Но самое главное, что есть уже соглашение о демаркации, соответствующие структуры и этот процесс запущен. Средства в бюджете на этот год для начала демаркации предусмотрены.
А как обстоят переговоры с Россией по делимитации водных пространств?
- Переговоры по размежеванию Азовского и Чорного морей, а также Керченского пролива неоправданно затянулись. Наиболее сложный момент - это размежевание Керченского пролива. На самом высоком политическом уровне подтверждена необходимость завершить такие переговоры. Идет очень серьезная дискуссия, но я бы не хотел углубляться в детали, поскольку на то они и переговоры, чтобы снять все проблемные вопросы.
Как обстоят дела с инициативой создания совместного предприятия "Газпрома" и НАК "Нафтогаз-Украина"? Что это даст нашей стране?
- Одной из наиболее масштабных задач является реализация проекта по созданию СП при участии "Нафтогаз-Украина" и "Газпрома". Украина заинтересована в том, чтобы уже в ближайшее время провести оценку соответствующих активов, найти оптимальный формат и наиболее приемлемые условия для создания такого СП. От РФ Украина рассчитывает получить газовые месторождения, добыча газа на которых составляет не менее 30 миллиардов кубометров в год. Скажем, одним из таких месторождений, предложенных Украине российской стороной, является Астраханское газоконденсатное месторождение с объем добычи газа около 12 миллиардов кубометров газа в год. Однако это предложение вряд ли может быть принято в связи со значительными финансовыми затратами, а также высоким уровнем технологических и экологических рисков.
Не считаете ли Вы, что формат урегулирования приднестровского вопроса "5+2" потерял свою эффективность?
- Хочу сразу успокоить общественность: формат "5+2" не утратил своей эффективности. Его состав - Молдова, Приднестровье, ОБСЕ, Украина, Россия, ЕС и США - это оптимальная комбинация региональных и мировых игроков, которая в силе разрешить проблему. На сегодняшний день необходимо возобновить официальные переговоры по приднестровскому урегулированию, которые были приостановлены в 2006 году. С тех пор проходили неофициальные консультации, но они были достаточно эффективными. Украина с полной ответственностью подходит к своей роли гаранта и посредника в этом вопросе. Решить наконец-то "замороженную" проблему у наших границ - это прямой национальный интерес Украины. Позиция наша четкая, объективная и взвешенная. Мы выступаем за мирное урегулирование конфликта на основе уважения к территориальной целостности и суверенитету Молдовы. Приднестровье, на наш взгляд, должно получить особый правовой статус в составе Молдовы. И, конечно же, необходимым условием является утверждение демократии, обеспечения прав человека и национальных меньшинств в соответствии с европейскими стандартами.
Когда пройдет визит генсека НАТО Андерса Фога Расмуссена в Украину? И в целом, какие важные визиты как президента Украины в другие страны, так и иностранных делегаций в Украину следует ожидать в текущем году?
- Мы планируем визит Расмуссена и готовы его принять. В целом график визитов на этот год достаточно плотный и в целом отвечает главным стратегическим задачам украинской дипломатии. На первое полугодие запланирован рабочий визит в Украину Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности, вице-президента Еврокомиссии Кэтрин Эштон. В ближайшее время пройдет официальный визит президента Украины в Польшу. Нам необходимо закрепить успехи, достигнуты во взаимоотношениях с Россией, соответственной будет и интенсивность обмена визитами на всех уровнях. Особое внимание хочу уделить саммиту по вопросам ядерной безопасности и международной конференции "25 лет Чернобыльской катастрофе. Безопасность будущего", которые пройдут в апреле в Киеве. В этих мероприятиях примут участие генсек ООН Пан Ги Мун, приглашены президент Еврокомиссии, лидеры многих стран и известных политиков. Мы углубляем сотрудничество со странами Латинской Америки и Карибского бассейна. В целом, новая внешнеполитическая стратегия Украины, кроме отношений с традиционными партнерами, предусматривает решительное расширение географии политического и, прежде всего, экономического сотрудничества. Поэтому визитами будут охвачены все континенты.
Ряд стран высказались о негативных последствиях для мирвой безопасности публикаций Wikileaks. На Ваш взгляд, насколько это так?
- Мы должны считаться с новой реальностью: в эпоху интернета никто вам не даст гарантии, что документ, который еще сейчас является сверхсекретным, через минуту не будут читать у себя дома домохозяйки всего мира. Теоретически это может привести к серьезным недоразумениям и даже конфликтам между странами. Однако если посмотреть на эту ситуацию, то ожидаемой сенсации так и не произошло. Сенсацией был сам факт утечки, а не содержание документов. Фактически мир не узнал ничего принципиально нового. Мне кажется, публика в некотором роде была даже разочарована тем, что государственные тайны, как оказалось, очень часто совпадают с газетными заголовками.