Белорусам надоело "на шару" терпеть российские военные базы [ Редагувати ]

Пока россияне собираются открыть свою первую за 13 лет военную базу за границей, около города Кант в Кыргызстане, в Беларуси начались разговоры о том, что Москва должна платить за свои базы около Барановичей и Вилейки, сообщает Белорусская служба Радио Свобода.
После того, как в Кремле в понедельник было подписано соглашение о статусе и условиях нахождения российской авиабазы на территории Кыргызстана, министр обороны России Сергей Иванов заявил, что "это первая и пока единственная чисто российская военная база, которую мы открываем за 13 лет существования Российской Федерации".
Однако Белорусское государственное телевидение с этим не согласно. В первом выпуске новой воскресной информационной программы "В центре внимания" ведущий заявил, что после перехода на рыночную стоимость газа в белорусско-российских отношениях Москва, очевидно, должна платить за свои базы на территории Беларуси. Ранее официальный Минск термином "военные базы" не пользовался, и российские станции возле Барановичей и Вилейки называли "военными объектами России".
Так называемый "Узел Барановичи" является радиолокационной станцией предупреждения о ракетном нападении. Согласно белорусско-российскому соглашению от 6 января 1995 года, все недвижимое имущество и земельный участок "Узла Барановичи" были переданы российской стороне в пользование на срок 25 лет, причем ни один налог в белорусский бюджет не берется. Кроме того, Беларусь не берет денег с российских военных за пользование белорусскими каналами связи. На аналогичных условиях было подписано соглашение о станции около Вилейки, которое обеспечивает связь Москвы с кораблями Военно-морского флота Росси во всем мире.
Любопытно, что около кыргызстанской столицы Бишкека также есть станция российского ВМФ, похожая на вилейскую. Ее военной базой также не считают. А вот станция противоракетной защиты в Азербайджане имеет статус базы. Баку предложил Москве ограничить срок аренды тремя годами, но Россия настаивает на 20-летнем сроке. Примечательно, что азербайджанские власти требовали провести независимую экологическую экспертизу, чтобы выяснить, на самом ли деле станция вредит здоровью населения Азербайджана, и в таком случае выплатить денежную компенсацию.
Белорусские власти о здоровье своего населения возле Ганцевичей не заботятся даже на словах. Хотя после газового конфликта с Россией это возможно. Правда, как сообщила пресс-секретарь Лукашенко Наталья Петкевич, официально на переговорах Александра Лукашенко с Владимиром Путиным вопрос о плате за российские станции на белорусской земле не затрагивали. Но бывший руководитель Национального банка Беларуси Станислав Богданкевич говорит, что в кулуарах официального Минска вопрос о деньгах за базы обсуждался часто.
"Я помню, были дискуссии, были даже расчеты - попытка посчитать, сколько Беларусь могла бы взять за транзит, за базы из России, и какую цену мы должны платить. Группа людей в "Заславле" сидела и рассчитывала все это. Мы сравнивали с той ценой, которую американцы платят на Филиппинах и так далее. Беларусь могла бы получать десятки или даже сотни миллионов долларов".
Богданкевич считает, что и теперь нужно собрать специалистов, чтобы они подсчитали возможные цены и издержки. За аналогичную барановическую станцию в латвийской Скрунде, когда та уже не работала, Россия платила Латвии 5 миллионов долларов ежегодно. По словам заместителя начальника управления российского Министерства обороны по военному сотрудничеству со странами СНГ генерал-майора Олега Латыпова, Кыргызстан бесплатно передает объекты недвижимости на новой военной базе. Но и кыргызстанские летчики будут бесплатно учиться на этой базе. Белорусских же военных на объектах возле Барановичей и Вилейки нет.