Как из политика сделать конфетку [ Редагувати ]
На политической кухне имиджмейкер - несчастный повар. Ему приходится готовить продукт, имя которому - политик. Втайне имиджмейкеры мечтают, чтобы в их дверь постучался никому не известный, начинающий деятель с тугим кошельком. Не "забронзовевший", без яркой внешности, без характера. Но такие клиенты, увы, большая редкость. Потому воспитывают пиарщики уже готовых политиков, как детей.
Урок первый: Не шепелявить и не материться!
Самый страшный враг имиджмейкера - русский мат. Именно он превращает речь политиков в неиссякаемый источник анекдотов. Ну как быть человеку, если между словами "возродить" и "культуру" он по привычке вставляет родное "бля".
Случай распространенный, лечится поэтапно. Говорить это слово пирщиками не запрещается, но просят его видоизменить до слова "блин". Затем заменяем его на еще более нейтральное. Кстати, иногда мат не только вреден, но и полезен.
Например, среди пиарщиков известна такая история. На выборах один из мужчин-кандидатов никак не мог улыбнуться во время речи - только кинет поверх текста угрюмый взгляд и дальше бубнит. Измученные помощники придумали бронебойное средство - они вписали в его доклад после особо важных для народа слов простое русское ругательство (на ...). Кандидат на репетиции перед телезаписью начал читать и зашелся радостным смехом. На самой записи текст ему уже дали нормальный, но когда дело доходило до ключевых предложений, докладчик невольно вспоминал первоисточник, и такой открытой доброй улыбки у него еще никто не видел...
Но чаще всего имиджмейкеры управляют политиком, даже когда он находится на трибуне. Сидя в зале, они с помощью условных знаков сигнализируют: заканчивай эту тему - народ уже засыпает или здесь поагрессивней - врежь как следует. Политик послушно исполняет указания. Любопытно, что "дирижеры" обычно одеваются в яркие цвета или даже специально красят волосы, чтобы клиент не потерял их из виду.
Урок второй: Как толкать речь
Итак, политик научился-таки разговаривать. Но - еще не знает, о чем. Или еще хуже - думает, что знает. Эти субъекты усыпляют аудиторию рассуждениями о макроэкономических показателях. В запущенных случаях вообще несут всякий бред.
А ведь толкать речь перед "людями" - наука тонкая.
- Мы перед каждым выступлением изучаем аудиторию, - рассказывает руководитель пиар-агентства. - Спрашиваем, какие у людей проблемы, чем народ гордится. Ведь избиратели уверены, что политикам на них наплевать. А тут наш клиент с трибуны вдруг заявляет, мол, знаю я, что у вашей Марии Семеновны крыша течет. И знаю, что вундеркинд Светочка победила в областном конкурсе юных талантов. Молодец, Светочка! Народ, польщенный вниманием, теплеет к политику и даже может за него проголосовать.
Любовь Бориса Николаевича к импровизации общеизвестна. Но мало кто знает, что неудачные импровизации (как, например, дирижирование оркестром) он придумывал сам, а удачные - тщательно готовили помощники. Например, идет как-то российский президент по рынку мимо рыбного ряда. И вдруг голос из толпы: "Борис Николаевич, нравится вам рыбка?" Ельцин хватает рыбу и пускается перед телекамерами в заранее подготовленное воспоминание - как он ловил ее в детстве, как жарил ее в студенческой общаге.
Но особо в агентстве гордятся своим изобретением под условным названием "Бабки и огурцы".
- Народ встречает Ельцина на вокзале, - рассказывают пиарщики. - И тут среди толпы камера выхватывает бабушек с трехлитровыми банками маринованных огурцов. Бабули мечтают одарить ими любимого президента. Эти трогательные кадры обошли всю страну.
Но, приручая народ, можно сгоряча наломать немало дров.
- Как-то мы спешили с клиентом на встречу с железнодорожниками и заблудились, - говорит директор агентства. - Блуждали по каким-то туннелям, путям. Опаздываем. Политик вне себя от ярости. Ну, просто кипит! Залетаем в Дом культуры. Клиент готов разнести все вокруг, послать к черту все, что связано с этими туннелями, в том числе и несчастных железнодорожников. К счастью, кандидат вовремя вспомнил, чему мы его учили, нажал себе на условную точку (мы ее называем "флажком") на ладони. Тем самым зафиксировал условную границу возбуждения, успокоился, и встреча прошла мирно.
Урок третий: Сбросить вес
Уф-ф-ф! Кандидата удалось научить говорить. Ученик спокоен, управляем и даже не несет с трибуны откровенной ерунды. Теперь у педагогов новая задача - что-то надо делать с его внешностью. На некоторых ведь не только без слез, без смеха не взглянешь.
- Был у нас клиент, который имел ужасную привычку, - вздыхает директор. - При выступлении он скрещивал руки на интимном месте, словно футболист в "стенке", и раскачивался взад-вперед, периодически изрекая: "Это самая важная часть моей программы". Хохот в зале стоял гомерический.
С помощью тренинга нам удалось поднять руки клиента на приличную высоту. Кстати, выступая, профессиональные политики стараются не опускать руки ниже определенного уровня. Это создает дополнительный эффект.
Теперь надо справиться с весом. Перед избирательной кампанией большинство политиков дисциплинированно садятся на диету, тем более что с помощью западных врачей похудеть нетрудно. За две недели можно скинуть около десятка килограммов. Самых упертых чревоугодников имиджмейкеры убеждают с помощью законов оптики. На экране телевизора человек выглядит процентов на 30 толще, чем он есть на самом деле. К тому же толстяки имеют дурную привычку потеть под жаром телевизионных софитов.
С одеждой имиджмейкеры экспериментируют неохотно, побаиваясь попасть впросак. Предпочитают бить "врага" старым классическим приемом - все пришли в черных костюмах, а наш взял да явился в светлом. И перетянул внимание на себя.
Традиционно не советуют клиенту носить массивные часы и перстни - отвлекают внимание зрителя. И никогда не говорят с клиентом о пластической операции.
- Это глупо и неэффективно, - считают пиарщики.
Все! Кандидат готов. Кушайте его на здоровье.