Красивый, богатый и такой одинокий! [ Редагувати ]

Кто у нас сегодня в центре внимания? Ходорковский у нас в центре, то бишь в Матросской Тишине. На этого "мятежного" олигарха устремлены все взгляды мировой общественности. Интересно, откуда он взялся, чем прославился, как крепчал, как набирал критическую массу и кому в конце концов помешал, этот молодой господин "тире" богатейший магнат Восточной Европы. Встречайте изможденного героя - аплодисменты, свист, улюлюканье! - Михаил Ходорковский собственной персоной. В разрезе и на просвет.
Все понимают, арест Ходорковского - это никакие не шутки. Можно рассуждать так: виноват Ходорковский, виноваты олигархи, они воровали - их покарали. Традиционный вопрос: что делать? Ответ: сажать следующего. Можно по-другому: он виноват уж только тем, что хочется другим покушать. У него самый большой и прозрачный бизнес в России, его арест - другим в устрашение. Чтобы те уже безропотно отдавали все, что скажут. Да вот только плохо эти другие усвоили мораль басни Крылова про ворону и лисицу: лиса всегда умней вороны. "Сыр выпал": природная рента теперь будет распределена в той или иной пропорции между домами Рокфеллеров и Ротшильдов, то есть останется в руках Мирового правительства.
Биография Ходорковского вполне вписывается в каноны героической. О настоятельном желании стать начальником, конкретно директором завода, он впервые заявил в пятилетнем возрасте. Другие дети принялись смеяться, но Миша был рослый и обидчивый. Вот его так и прозвали - Директор.
Родители-инженеры трудились на заводе "Калибр", денег вечно не хватало. Юный Миша подрабатывал дворником, плотником, занимался самбо и карате, учился не просто хорошо, а блестяще. Особенно ему давалась химия. Настолько ею был увлечен наш герой, что три спецшколы с углубленным изучением меняет по собственной инициативе - его, мол, уровень учителей не устраивает, каков наглец! Затем, естественно, Московский химико-технологический, работа по комсомольской линии - снимать стружку ему не привыкать. Да и подработок плотницкий не оставляет тоже; наконец, распределение.
Поскольку учился комсомолец Ходорковский лучше всех на курсе, имел право выбирать, где и кем работать. Но из-за папы-еврея это оказалось не так-то просто. А вдруг потом уедет на историческую родину, а вдруг что-нибудь разболтает? Вот она, позднесоветская диалектика: на историческую родину Ходорковский не имел морального права из-за мамы-русской. А уж как слезно будет по прошествии ряда лет просить его все та же вечная "гэбэ": Миша, уезжай, там тебе в мавзолее с Березовским уже и раскладушка поставлена!
Потом началась перестройка, кооперативное движение... В те времена помимо матрешек и джинсов Ходорковский с такими же комсомольцами как и он занимались импортом компьютеров и коньяка. Так, по мелочи, заработали первый миллион. Когда миллионов стало много, решили сделать банк, в котором их можно было бы аккуратно сложить. Банк назвали "Менатеп". Он светился золотым блеском со всех экранов. Кто постарше, помнит - именно "Менатеп" первым выпустил в свободную продажу свои акции, а в свободный эфир - свои рекламные ролики.
Многим все-таки стало обидно до слез. Что ж это, одним можно все, а другим нельзя ничего? Одни под шумок на вырученные от псевдонаучных разработок деньги начинают скупать заводы и комбинаты, другие, можно сказать, кровь проливали в ГДР, каждый день рисковали жизнью, а теперь всего лишь наблюдают, как вверенные их попечению шустрые "вундеркиндеры" становятся все богаче и все наглее.
В России знают, как Ходорковский стал миллиардером - так же, как Потанин, Дерипаска, Гусинский, Абрамович... Через залоговые аукционы, когда государство просто-напросто подарило группе товарищей крупнейшие предприятия страны в обмен на быстрый "черный нал". Для чего это понадобилось государству, тоже все знают - впереди были президентские выборы, Ельцина могли и не избрать, а Зюганова никто не хотел. Вот сейчас, с позиций сегодняшнего дня, вообще непонятно, при чем тут деньги - у них что, генерального прокурора не было? Или Матросская Тишина на ремонте была?
Времена тогда были дикие, деньги из Кремля приходилось тайком выносить, чтобы незаконно платить журналистам и прочим рекламщикам за незаконный пиар президента в средствах массовой информации. Ну вот. Распродали страну под шумок и обогатили кучку олигархов. Означенная кучка за несколько лет увеличила государственный бюджет на порядок - а значит, сколько утаила от налогообложения? Еще на порядок больше, как минимум. И вот теперь, когда никто уже ничего не ворует (в правительстве, я имею в виду), денег хватает и на зарплаты, и на пенсии, и на повышение пенсий, и на такие предвыборные расходы, которые и не снились.
Но до этих светлых времен было еще далеко, и задаром полученную собственность нужно было отстаивать с боями. Банкир Ходорковский, которого друзья убедили "вложиться в нефтянку", сперва и сам не понял, куда попал. Нефтяная отрасль была заповедной зоной, в которую никакие московско-еврейские банкиры и носа не совали. Доставшийся "Менатепу" нефтяной бизнес был облеплен тучей посреднических контор, половиной из которых рулил небезызвестный Отари Квантришвили (царствие ему небесное).
В городе Нефтеюганске был такой мэр Петухов, по ухваткам и гражданской позиции - что-то среднее между Отариком и красным директором. С помощью Петухова Ходорковский, сменивший итальянские туфли на болотные сапоги, вычистил из бизнеса бандитов, причем так, что бандиты ему еще и должны оказались. А затем Петухова банально кинули. Как только ЮКОС встал на ноги и перевел всю "социалку" на муниципалитет, мэру объявили, что в его услугах больше не нуждаются. Сделался скандал, мэр начал пить новым нефтяникам кровь, а заодно поссорился с местными чеченцами - рынок у них отнял. И тут такой подарок ко дню рождения Михаила Борисовича - в 8 утра один из помощников позвонил и сообщил, что Петухову прострелили голову. "Жить будет?" - глупо переспросил Ходорковский. "Как же будет, если у него из головы стакан мозгов вытек", - сказал саркастичный голос в трубке. В общем, "это был не Татарин. Все классно сделал, профессионал..."
У олигархов действительно всегда руки чистые. Почему? Объяснение примерно такое: "Зачем Березовскому знать, что за право приделать крантик к его трубе было последовательно замочено пять или шесть человек? С него достаточно того, что он на этой трубе сидит". Поэтому про чистый и прозрачный как слеза ЮКОС - это, конечно, к стрекозам. Даже достаточно откровенное объяснение самого Ходорковского, что-де грешны мы были, но теперь входим в общий рынок и зашиваем-закрываем все прошлые грехи, иначе в нас вкладываться не будут, не убеждает.
Пока государство может решать сколь угодно серьезные проблемы одним звонком в прокуратуру или одним постановлением какого-нибудь поселкового суда, гражданам этого государства ничего не остается, как разрешать все имеющиеся конфликты кратчайшим путем. Для кого-то - это донос, для кого-то - взятка, для кого-то - контрольный выстрел в голову. Так что Ходорковский еще легко отделался.