Исследование российского сегмента Интернет - рунетчик повзрослел и поумнел [ Редагувати ]
Агентство МАСМИ подвело итоги пятой волны исследования "Онлайн Монитор". В течение ноября МАСМИ опросило свыше 41 тысячи российских и зарубежных респондентов. Чтобы побудить респондентов ответить на все вопросы достаточно длинной анкеты, в нее были включены юмористические рисунки Андрея Бильжо. Кроме традиционной социально-демографической тематики, а также вопросов, касающихся рекламы и коммерции в интернете, в анкету пятой волны исследования был добавлен раздел политики, в частности, респондентам предлагалось предугадать некоторые результаты выборов в Госдуму.
МАСМИ считает, что результаты исследования позволяют говорить о том, что аудитория сегодняшнего Рунета представляет собой совокупность умных, адекватно воспринимающих информацию людей. По мнению руководителя отдела интернет-исследований МАСМИ Андрея Сканави, авторов сетевого контента это должно навести на мысль о том, что и реклама, и подача информации для рунетчиков должна быть хорошо продуманной. "Среднестатистический пользователь Рунета меняется: сегодня это уже не "тусующийся" на порносайтах мужчина, - уверен господин Сканави. - Люди ищут в Сети информацию образовательного характера, растет интерес к онлайновым формам обучения.
В пятерке лидирующих сайтов, посещаемых пользователями Рунета в последние две недели, - поисковые системы (83,2%), новостные сайты (55%), образовательные и научные сайты (47,3%), сайты о компьютерах и интернете (43,6%), а также - интернет-ресурсы, посвященные музыке и кино (40%).
Городское население России в возрасте от 16 до 64 лет составляет 74 миллионов человек. Из них доступ к интернету имеют порядка 10,25 миллионов человек. По сравнению с данными на апрель 2003 года (когда проводилась четвертая волна "Онлайн Монитора"), на 2% выросло число женщин-пользователей Рунета (сейчас - 31%). Повысился средний возраст рунетчиков (с 29 до 30,2 лет). Выросло число пользователей с высшим образованием и ученой степенью (52,7% против 50,8% в апреле и 6,7% против 3,7% соответственно). Несколько снизился средний "стаж" использования интернета: если в апреле он составлял 4,1 года, то в ноябре - 3,8 лет.
В последнее время в Сети 89,6% посетителей искали информацию, 86% смотрели электронную почту, 71,2% смотрели новости, 50,8% - загружали ПО. Несколько уменьшилось среднее время ежедневного пребывания рунетчика в Сети - с 2,3 до 2,1 часа, а также количество дней недели, в течение которых он использует интернет (с 5,6 до 5,2).
По-прежнему, в интернете лидирует реклама мобильных телефонов, компьютеров, операторов мобильной связи и бытовой техники (такую рекламу видели свыше 80% пользователей). Если говорить о типах рекламы, то больше всего раздражают рунетчиков "всплывающие окна" (недовольство ими высказывают 79,9% пользователей). По словам исполнительного директора компании "Бегун" Алексея Басова, из всех современных рекламных форматов меньше всего раздражает пользователя текстовая контекстная реклама.
Планируя покупки, большинство пользователей Сети ищет информацию о товарах в поисковых системах. Чаще всего интернет-покупатели приобретают в Сети книги (28% аудитории), видео-аудио-DVD (18, 9%), компьютеры и комплектующие (18%), а также программное обеспечение (17,9%). Делая покупки в интернете, 62,6% предпочитают расплачиваться наличными.
Пользователи интернета также активно используют мобильную связь. Большинство предпочли телефоны Siemens и Nokia.
Напомним, целью, крупнейшего онлайнового исследования "Онлайн Монитор", проводимого дважды в год, является изучение тенденций развития интернета. Его результаты позволяют получить информацию об уровне проникновения интернета в России, определить демографический портрет типичного пользователя интернета, понять его отношение к электронной коммерции, онлайновой рекламе и ряду других вопросов. Исследование МАСМИ сочетает два методологических подхода. Вначале проводятся личные интервью с жителями городов России, позволяющие измерить степень проникновения и основные параметры использования интернета в России. На втором этапе исследования проводятся онлайновые интервью, в ходе которых определяются привычки пользователей, их отношение к покупкам в Сети и интернет-рекламе.