Блокада Москвы: дальнобойщики устроят Кремлю транспортный коллапс (фото, видео) [ Редагувати ]
Джерело: ТАСС
Массовые протесты российских дальнобойщиков, которые начались три недели назад, продолжают нарастать, в результате чего Москва может в ближайшие дни оказаться в транспортной блокаде.
Волну протестов спровоцировало введение нового налога на перевозку грузов "Платон", который лишает дальнобойщиков изрядной части выручки.
Кремль не пойдет на серьезные уступки протестующим, однако и на силовой разгон митингующих не решится, памятуя печальный опыт экс-президента Украины Виктора Януковича на Майдане, считают эксперты.
Скорее всего, российская власть будет использовать метод кнута и пряника, попытавшись раздробить ряды дальнобойщиков точечными арестами и удовлетворением частных интересов.
Блокада Москвы
Сотни дальнобойщиков из разных регионов России объявили поход на столицу. Третьего декабря они собираются устроить коллапс на московской кольцевой автомобильной дороге, что должно стать апогеем транспортных забастовок, которые захлестнули страну три недели назад.
Российская власть всеми силами пытается не подпустить дальнобойщиков к городу: фуры часто останавливают для проверок, блокируют автостоянки, требуют расписок о том, что водители не собираются участвовать в массовых акциях. Однако дальнобойщики избрали новую тактику: они разделились на небольшие группы, чтобы вызывать меньше подозрений.
Протесты начались с введения в России системы "Платон", которая заработала 15 ноября. Теперь с водителей взимают плату за проезд на транспорте грузоподъемностью более 12 тонн. Километр стоит 3,74 рубля. Деньги якобы идут в дорожный фонд в виде компенсации за разрушение трасс тяжелыми автомобилями. Однако собирает налог частная коммерческая компания "Ростех", совладельцем которой является Игорь Ротенберг - сын близкого друга президента России Владимира Путина Аркадия Ротенберга.
Дальнобойщики уверены, что новый налог больно ударит по их заработку. По их словам, один рейс, к примеру, из Дагестана в Москву приносит 20-35 тысяч рублей. Когда "Платон" заработает в полную силу, новая система взимания налога будет "съедать" по меньшей мере 14 тысяч.
"Братья-дальнобойщики, власть объявила нам войну. Мы остались один на один со своими бедами и проблемами, порожденными политикой государства и санкциями со стороны мирового сообщества", - заявил член Координационного совета дальнобойщиков Санкт-Петербурга Сергей Гуляев, после чего его задержали.
Игнорирование забастовок
Кремль не спешит прислушиваться к дальнобойщикам. В самом начале протестов власть пошла на небольшую уступку: штрафы за неоплаченный проезд с 15 ноября будут взимать только в Подмосковье, а в остальных регионах страны - с мая.
Поскольку это не решение, а отсрочивание проблемы, забастовки не только не прекратились, а и еще активизировались. В частности, крупные акции протеста при участии более сотни фур прошли в Дагестане, Екатеринбурге, Волгограде и Саратове. Тем не менее, российские власти продолжают настаивать, что ситуация далека от критической.
"Мы не склонны драматизировать ситуацию. Если есть какие-то шероховатости, то, безусловно, это будет исправляться. Но, конечно, информацию получаем, следим, в том числе из сообщений СМИ. Вмешиваться не собираемся, потому что это вопрос правительства", - отметил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Большинство российских изданий также предпочитают игнорировать тему забастовок, что возмущает участников акции.
"Российские СМИ протесты дальнобойщиков не показывают, а показывают Сирию, Египет, Францию и Украину", - подчеркнул Гуляев.
Судя по всему, Кремль всеми силами пытается замять конфликт, перенося внимание граждан с внутренних проблем государства на внешних "врагов".
"Результаты забастовки зависят от того, как акции освещаются в СМИ страны. Если событие не освещается, его фактически нет", - прокомментировал podrobnosti.ua заместитель директора социологической службы "Центра Разумкова" Михаил Мищенко.
Раздробить протестующих
Москва не пойдет на серьезные уступки дальнобойщикам, а попытается затеять торг, считает политолог, руководитель аналитического центра "Третий сектор" Андрей Золотарев.
"Кремль - это образ сильной, уверенной в себе власти, которая не предлагает уступок. Скорее всего, власти попытаются затеять торг. Возможно, дадут какие-то мелкие уступки, но преподнесут все так, как будто проблема рассосалась сама собой", - сообщил podrobnosti.ua Золотарев.
В то же время он уверен, что Путин не пойдет на силовой разгон протестующих, а попытается уничтожить забастовку изнутри.
"На разгон они вряд ли пойдут, памятуя украинский опыт времен Майдана. Все переведут в вязкую среду переговоров. Попытаются раздробить дальнобойщиков. Удовлетворить какие-то частные требования", - считает политолог.
А вот Михаил Мищенко полагает, что Кремль применит к участникам акции метод кнута и пряника. "Скорее всего, они используют комбинацию силовых действий и уступок", - подчеркнул эксперт.
Влияние на рейтинг Путина
Забастовки дальнобойщиков существенно не ударят по рейтингу российской власти, поскольку протест еще не перерос в политическую плоскость.
"Если акции и ударят по рейтингу, то не фатально. Важно понимать, что пока это процесс социального плана. Политических требований дальнобойщики не выдвигают. Политической субъектности у протеста нет. А значит, для российской власти это пока относительно безопасно", - отмечает Золотарев.
С ним согласен и Мищенко, который считает, что масштабов акции дальнобойщиков не хватит для того, чтобы пошатнуть рейтинг Путина.
"Если не произойдет чего-то более масштабного, то на рейтинге власти забастовки вряд ли отразятся", - подчеркнул социолог.
Однако, по его словам, в России рейтинги доверия к власти не отражают реальных настроений людей, которые боятся высказывать свое мнение во время опросов.
Как сообщали podrobnosti.ua, в Москву на протест двинулись сотни грузовиков дальнобойщиков. Они поставили ультиматум Кремлю.
За это дальнобойщиков в России назвали национал-предателями. Кроме того, материал о протесте дальнобойщиков заблокировал Роскомнадзор.