Как юбилей Тараса Шевченко разорвал Луганск напополам [ Редагувати ]


Ровно 2 года назад, 9-го марта 2014-го года, празднование 200-летия Тараса Шевченко в Луганске превратилось в абсурдную, дурацкую, жестокую бойню. Помню, как будто это было вчера.
Улица Советская. 10 утра. Центр города расколот на 2 части. На одной стороне улицы - флаги России. На другой - флаги Украины. Один митинг "под стеллой", другой - у памятника Тарасу Шевченко. Связующими ниточками, между двумя аванпостами является милиция и журналисты. Кроме них, никто не бегает туда-сюда. Все держаться особнячком.
Усеянный российскими флагами митинг под "стеллой Победы", которую местные любовно называли "факом". Со сцены звучит музыка и штампованные призывы. Вижу одного из немногих, кто улыбается. Значит, дружелюбный. Значит, можно поговорить. Подхожу.
- Откуда у вас флаг России?
- Купил.
- Где?
- В интернете.
- Все купили в интернете одинаковые флаги?
- Наверное…
- А та бабуля тоже купила в интернете, не в курсе?
- Ахахаха, все, отстаньте от меня.
- Спасибо за интервью.
Я остался на стороне с флагами Украины. На сцене - скучная троица во главе с Ириной Веригиной. Под сценой - женщины с детьми и студенты. Много знакомых. Вокруг - оцепление милиции. Музыкант с бандурой. В колонках слышно:
"С этой бандурой, мы с мужем объехали весь Советский союз. Мы исполняли песни, и везде нас принимали без злости и агрессии. Я надеюсь, что все будет спокойно в будущем", - начала она.
Заиграли струны, женщина начала исполнять медленную и протяжную "думу". Музыка наполнила площадь, заглушая речи с аванпоста напротив. Струны резонировали со странами человеческих душ, вызывая самые разные чувства. К сожалению, музыка оборвалась.
Я услышал шум, который был похож на звук моря во время шторма. Затем увидел над головами флаги. Толпа врезалась в митинг, выдавливала его. Их была пара тысяч, нас было – человек 200.
Я услышал, как кто-то рядом вопил, что потерялся ребенок. Тревога усиливалась. Мужчина дергал скучающего мента за рукав, и требовал, чтобы тот действовал, а не наблюдал. Мент стоял как вкопанный. Человек, который десять лет получал зарплату только за то, чтобы однажды не струсить… струсил. И просто стоял в стороне, пока толпа давила мирный митинг.
Вечером, они напишут, что "щщимили правосеков". Вечером, они будут "лайкать" ролики в интернете и хвастаться своим "подвигом". Но было еще рано. Мы все отступали к ОДА. А толпа была похожа на грязевой поток.
Они катились единым комом, и периодически из этой человеческой многоножки вырывались молодчики, которые сбивали людей с ног. Рядом со мной перень получил с размаху подачу в челюсть. Он упал, его начали бить трое. С другой стороны, какой-то студент также получил по лицу. Парень упал. Я подбежал, и начал его подымать за шкирку. Он сжимался, думал, что я один из них.
- Вставай, д..ба кусок!
Мой мотивационный посыл оказался убедительным. Он встал, а я начал толкать его в спину, чтобы он двигал вперед. Больше я его не видел никогда.
Начался штурм ОДА. Внутри были бойцы "Грифона", местные оппозиционеры, и мой друг Вова. Вова - пресс-секретарь одной из партий. Было плевать на ОДА, на политическую шушеру. Было страшно за Вову. К счастью, все обошлось.
Шел штурм ОДА. Но нам не оставалось ничего, кроме как смотреть. У нас был маленький островок безысходности. Общались обрывками фраз, бессмысленно бросая слова, чтобы создавать видимость беседы. Было горько и обидно. Женщины - плакали. Мужчины - нервно терли руки.
Недавно знакомые у меня спросили, когда празднуют День рождения Тараса Шевченко. "9-го марта", - машинально отчеканил я. Я не забуду этот день никогда. Не забудут его и те, для кого эта дата расколола город напополам.