Испытание нефтью [ Редагувати ]
Нефть - это кровь экономики. В последнее время Украине кто-то настойчиво пытается сделать кровопускание. Несмотря на заверения правительства в том, что все под контролем, из-за этих "лечебных процедур" у народного хозяйства может случиться анемия. Попробуем разобраться, что стоит за нефтяными играми.
Даже трудно припомнить, когда такое было в последний раз. Наверное, ровно 6 лет назад, летом 1999 году, когда опустошение заправок произошло вследствие падения переработки, силового прекращения деятельности льготников и массового вывоза топлива на экспорт. Тогда бушевал балканский кризис, обеспечение региона топливом нарушилось, и в зону конфликта могли попадать лишь баржи, пробирающиеся по Дунаю. В воющем регионе за канистру бензина давали целых 20 долларов - фантастическую по тем временам сумму. Этим и воспользовались украинские переработчики, весьма мелкие, отметим, в то время. В том 99-ом месячная переработка составляла около 1 миллиона тонн на протяжении всего года. А остальное поступало по импорту, с которого государству доставался ноль (если не считать минимальных цен на топливо). Именно к импорту впоследствии прибегло государство, уговорив греческого магната Вардинояниса и азербайджанских коллег поставлять топливо. Правда, "кинули" их тогда обоих, и не в последнюю очередь потому, что возобновившийся вскоре льготный импорт оставил это топливо по мировым котировкам за бортом рынка. Что-то подобное происходит и сегодня. Конечно, со своими нюансами, но паника царит примерно такая же. Самый тяжкий вывод, который звучит уже не первый раз, - полное отсутствие у правительства понимания основ функционирования нефтяной и нефтеперерабатывающей отраслей. Есть также и другой вывод - у правительства не хватает смелости признать свои ошибки, хотя своими действиями оно дает понять, что кое-что разумное все же было взято на вооружение. Хотя, опять же - временами концептуально правильный подход хотят использовать с перегибами, которые могут привести к обратному результату. Но самое опасное в том, что Кабмин пытается скрыть свои просчеты и откровенные ошибки путем обозначения врага, роль которого отведена России и российским нефтяным компаниям.
Итак, кризис. Из скрытой формы он перешел в открытую. Характерно, что ситуация заострилась сразу после обнародования содержания указа Минэкономики #127, который повысил предельные отпускные цены на нефтепродукты. По крайней мере, Киев опустел в считанные часы, а окончательно "успех" был закреплен на выходные, когда из продажи пропал не только "второй", но и "восьмой". На этот раз уже практически по всей стране...
Без комментариев
Чем больше говорит Юлия Тимошенко, тем сложнее становится комментировать ее слова. Однако если раньше нефтяники подкалывали друг друга, обмениваясь мнениями об очередном премьерском "хите", то на прошедшей неделе стало уже не до смеха. Можно долго смаковать все детали, но не хочется на это тратить бумагу и время, так как цены на них еще не регулируются, а это, как показал бензиновый опыт, нужно ценить - может случиться так, что не будет ни того, ни другого.
Наиболее глубинные проблемы правительства и ее главы вскрылись при обсуждении цен и поставок нефти. На наш взгляд, центральным заявлением, показывающем всю суть происходящего, стало высказывание Юлии Тимошенко о том, что "российская нефть поставляется на экспорт на украинском базисе по 318 долларов/т, та же нефть для Украины - по цене 340 долларов/т". Из этого премьер сделала вывод, что после грядущего повышения экспортных пошлин в России Украине будет выгоднее закупать нефть где угодно. Случай тяжелый, но с определенной точки зрения поддается пониманию и он. Можно предположить, что премьер просто перепутала слова своих невидимых консультантов, в конечном итоге получив базу для желаемого результата в виде обвинения России (пардон, российских компаний) в спекуляции. Заметим, что цена 340 долларов/т равняется цене барреля Юралса на уровне 46,7 доллара/т - около этой цифры в последнее время кружат котировки в Средиземноморье. Обратный пересчет (netback) даст цену на украинско-российской границе как раз где-то 314-318 долларов/т, что отвечает второй названной премьером цифре (минус фрахт, перевалка и трубопроводный тариф по Украине). При желании, восстановить картину разговора премьера с неизвестным можно во всех деталях и интонациях - дело лишь за фантазией каждого.
Предположить иное достаточно сложно, поскольку майская нефть в Украину поступает по существенно более низким ценам. Но что самое главное - о цене этих ресурсов заявляли даже не россияне (которым, похоже, веры нет уже вообще никакой), а "подшефные". На пресс-конференции в конце апреля предправления "Укртатнафты" Сергей Глушко открыто заявил, что татарстанскую нефть на май компания законтрактовала по 305 долларов/т. На тот же вопрос НефтеРынка гендиректор ПИИ "Лукойл-Украина" Фейруз Исаев ответил, что нефть в Одессу "Лукойл" поставляет в мае по 295 долларов/т. Поэтому, о чем говорила Тимошенко, заявляя о дороговизне российской нефти для украинских трудящихся, становится вообще непонятно.
Несмотря на столь отрадное открытие премьера 12 мая, Кабмин на своем заседании принимает решение о повышении граничных цен, установленных приснопамятным приказом Минэкономики # 95. По словам участников совещания, на уговоры премьера и ее убеждения в необходимости данного шага понадобилось около трех часов.
Уже в 11:00 следующего дня министр топлива и энергетики Украины Иван Плачков рапортовал журналистам - цены повышены, ждите нормализации ситуации. По иронии судьбы, вышло все с точностью наоборот: ценники на АЗС посыпались как осенние листья.
Подстава #...
"Я хочу, чтобы вы знали, 7-11 мая РФ прекратила качать нефть на Кременчугский завод, хотя эта нефть законтрактована", - сказала Тимошенко. На этот раз она подчеркнула, что такие действия делает не Россия как государство, а крупные российские нефтепереработчики и нефтетрейдеры.
Ситуация на "Укртатнафте" действительно выглядела как верховенство закона подлости. Продолжающие стоять Лисичанск и Херсон, находящаяся весь май в предостановочном состоянии "Галычина", снижение переработки на 25% в Одессе и ко всему проблемы с Кременчугом - это кому хочешь сорвет крышу, как говорит молодежь.
Первые попытки разобраться в ситуации показали проблемы с наличием графиков у "Татнефти", которая, по данным источников, выбрала майский график, рассчитывая на беспроблемное получение опережающего графика. В то же время, представитель компании, занимающейся трубопроводной транспортировкой нефти, в одном из туалетов одного из госведомств так охарактеризовал ситуацию: "Та не дает ей ("Укртатнафте") компания ни х... (нефти)". Таким образом, мнения разошлись. Как бы там ни было, а, по имеющимся данным, глава "Укртатнафты" Сергей Глушко был вынужден срочно вылететь в Москву для выяснения ситуации. Между тем, завод снизил суточную переработку до близких к технологическому минимуму 13,5 тысячи тонн.
Удар по единственной надежде правительства оказался настолько сильным, что в ситуацию был посвящен президент, которого, судя по всему, попросили помочь решить проблему. Комментарий Виктора Ющенко по этому поводу говорит о том, что такой развязки он не ожидал, благодаря чему сделал глубокие выводы. И на это, надо сказать, основная надежда.
Отвечая на вопросы украинских журналистов в самолете на пути из Варшавы в Киев 16 мая о возможности выхода из бензинового кризиса, Ющенко сообщил, что несколько дней назад имел на этот счет одну телефонную беседу с президентом России Владимиром Путиным и три - с премьер-министром РФ Михаилом Фрадковым. "Когда мне правительство доложило, что возникла проблема прокачки с "Ространзитом" (судя по всему, имеется в виду "Транснефть"), я связался с Путиным, ссылаясь на то, что контракты оплачены и подтверждены", - сказал Ющенко. В то же время, по его словам, потом выяснилось, что проблема заключается не в самой прокачке, а в несогласованности цены на поставку сырой нефти, начиная от "Татнефти" и заканчивая другими структурами.
Остается только предполагать, какой путь продел запрос украинского президента, пока нашел ответ, и как чувствовал себя Виктор Ющенко, когда ему "докладывали" Путин и Фрадков по поводу сложившейся ситуации. Насколько подорван имидж нашего государства, остается только догадываться.
Украинский президент в конечном итоге резюмировал: "Ространзит" готов осуществлять прокачку, эта прокачка залимитирована, но конфликт находится в иной плоскости: это вмешательство в ценообразование и давление нерыночными методами привело к тому, что значительная часть участников рынка к Украине относится очень осторожно, они не понимают логику и, в частности, перспективы этого поведения", - сказал он. Сказанное далее, скорее всего, является последней надеждой российских компаний, да и всего рынка на урегулирование разожженного Кабмином конфликта: "Я убежден, что есть возможность сегодня договориться с российской стороной об урегулировании этого конфликта взамен на изменение позиции Украины, прогнозируемой, ожидаемой, более ясной в таких деликатных вопросах, как ценообразование, поскольку я убежден, что здесь не лучшим образом поступила украинская команда", - сказал Ющенко. Он также сообщил, что говорил с российскими поставщиками нефти, и договорился, что получит позицию российской стороны на ситуацию, которая помогла бы урегулированию этого конфликта. Ожидается, что в четверг, 19 мая, ситуация на рынке нефтепродуктов будет предметом рассмотрения на заседании Совета национальной безопасности и обороны. Виктор Ющенко сообщил, что он собирает на совещание все стороны, задействованные в сложившейся ситуации - российских предпринимателей, руководителей нефтеперерабатывающих заводов, "в том числе и частных". "Нам нужно с белого листа начать разговор. Я думаю, что обе стороны за этот период допустили определенные шаги, которые нанесли вред репутации друг друга и организации здорового рынка", - сказал Виктор Ющенко. По словам президента, задачу для украинской власти он видит в том, чтобы найти быстрое решение для оптимизации ситуации с нефтепродуктами на украинском рынке.
Неделя, которая накормит июнь
Приближается период контрактования ресурсов, и компаниям крайне необходимо понимание ситуации на июнь. Подачка в виде повышения цен указом Минэкономики #127 вряд ли является тем, чего ждет отрасль. Возможно, цена 3,20 гривны/литр является более-менее приемлемой для Кременчуга и Лисичанска при майской цене нефти, однако уверенные прогнозы на повышение сырьевых цен снова делают ее "непроходной" и для них. Учитывая, что говорить с россиянами премьер уже не хочет, а никто другой в Кабмине решения по этому вопросу не принимает, вести переговоры о новом повышении цен будет, скажем так, проблематично.
Именно премьер является на сегодня главной проблемой. В умелых руках консультантов с просматривающимся профилем, обладающих минимальным нефтяным лексиконом, Юлия Тимошенко загнала себя так далеко, что вернуться к конструктивной позиции ей уже практически невозможно. Хотя, судя по высказываниям премьера на манер либерализации поставок импорта для повышения конкуренции на рынке, ситуация отнюдь небезнадежная. Нужно, разве что, время. За это время Юлия Тимошенко поймет, что нефтеперерабатывающие заводы не строятся за полтора года, а заправки - за два-три месяца; что танкерного флота у Украины нет, а поставка по морю возможна лишь в том случае, если Кабмин готов покупать нефть на 40-50 долларов/т дороже, чем российский Юралс по трубе. И если поймет то, что нефть закупает не Украина, не имеющая контроля ни в одном НПЗ, а нефтяные компании, которые с превеликим удовольствием купят любую нефть, если на выходе будет получаться больший плюс.
Поиск виновных
Виктор Ющенко обвинил Кабинет министров в непрофессионализме, приведшем к майскому топливному кризису. Глава государства обязал правительство в недельный срок снять ценовые ограничения на АЗС, дифференцировать поставки нефти и создать госрезерв. 19 мая глава государства встретился с руководством российских нефтяных компаний, пообещал действовать в дальнейшем исключительно рыночными методами и призвал к компромиссу. Нефтяники согласились и пообещали стабилизировать рынок в ближайшую неделю, и продавать А-95 до июня по 3,2 гривны за литр.
Виктор Ющенко 18 мая поздно вечером подписал Указ "О мерах по стабилизации ситуации на рынке нефти и нефтепродуктов", которые должны в ближайшие дни вывести Украину из топливного кризиса. В возникновении острого дефицита высокооктановых бензинов глава государства обвинил "некорректные действия Кабинета министров в сфере ценообразования, чрезмерное администрирование рынка нефти и нефтепродуктов".
Для преодоления "искусственно созданного кризиса" Виктор Ющенко поручил проштрафившемуся правительству "в недельный срок упразднить свои акты по администрированию ценообразования на рынке нефтепродуктов", а, попросту говоря, позволить расти ценам на светлые нефтепродукты. Но не на все. В указ включен интересный пункт: "нефтеперерабатывающие компании заявили президенту о намерении в дальнейшем сохранять льготные цены на социально-ориентированные нефтепродукты (низкооктановые марки бензинов и на сжиженный газ)", а также на дизтопливо для аграриев во время сезонных сельхозработ.
Кроме того, в двухнедельный срок Кабмин должен проанализировать тарифы на транспортировку нефти и нефтепродуктов, в т.ч. транзитом через территорию Украины, и принять меры по их оптимизации с учетом потребностей рынка нефти и нефтепродуктов. (Еще одна уступка россиянам.).
Глава государства также поручил в течение месяца создать вертикально-интегрированную схему управления корпоративными правами, которые принадлежат государству в уставных фондах нефтяных и нефтеперерабатывающих компаний.
(Выбранный президентом механизм, вызывает неоднозначные впечатления: в частности, он может привести к проблемам с российскими акционерами "Укртатнафты").
Попавшей в опалу г-же Тимошенко также поручено в течение недели подать в Верховную Раду проект закона о введении нулевой ставки НДС при операциях по транзиту через территорию Украины нефти. (Насколько известно, сейчас при транзите нефти через Украину НДС не платится.) В месячный срок Юлия Тимошенко сотоварищи должна разработать программу создания государственного резерва светлых нефтепродуктов в размере 10% от годового потребления топлива в Украине и до 1 января следующего года создать его.
Кроме того, Кабинет министров должен в двухмесячный срок разработать программу диверсификации закупок нефти украинскими компаниями для того, "чтобы сделать невозможной зависимость украинского рынка нефти и нефтепродуктов от одного государства".
Вчера же Виктор Ющенко встретился на Банковой с руководством нефтекомпаний, на встрече присутствовала и премьер Юлия Тимошенко.
"Я бы просил вас одно: начиная с сегодняшнего дня, мы продемонстрировали с украинской стороны много шагов, которые делают рынок более ясным, прогнозируемым и более чутким. Я подтверждаю, что мы будем работать исключительно рыночными инструментариями на рынке", - эмоционально заверил нефтяников Президент. И предложил: "Давайте перевернем ту страницу, которая вызывала определенные вопросы". Нефтяники согласились. "Это был очень конструктивный диалог, хорошая встреча, и мы в принципе довольны всеми результатами. Это подтверждение того, что будут хорошие условия работы на украинском рынке",- сказал журналистам после встречи президент "ТНК-ВР Менеджмент" Роберт Дадли. "Принято решение, что рынок нефтепродуктов на территории Украины будет рынком, а не площадкой для проведения опытов",- прокомментировал итог встречи акционер "НПК Галичина" (Дрогобычский НПЗ) Игорь Еремеев.
Нефтяные компании пообещали, что топливный рынок будет стабилизирован за 7-10 дней. В течение этого срока большинство заправок возобновят продажи горючего без ограничений. При этом цены на нефтепродукты будут примерно на тех же уровнях, которые на прошлой неделе таки предложило правительство, в частности, бензин А-95 - около 3,2 гривны за литр. "До конца мая цена не будет меняться. В июне она, возможно, будет колебаться в зависимости от изменения стоимости сырья",- сказал Игорь Еремеев, добавив, что в июне цена на А-95 будет находиться в пределах 3,0- 3,5 гривны за литр.
Президент компании "ТНК-ВР Украина" Александр Городецкий пообещал, что приложит все усилия для быстрой нормализации рынка нефтепродуктов. В частности, "ТНК-ВР Украина" не позже понедельника, 23 мая, запустит находящийся на ремонте более месяца Лисичанский НПЗ (ранее называлась дата 25 мая).
Кроме того, ТНК-ВР пообещала в мае импортировать 10-20 тысяч тонн высокооктана из России. Кроме того, на встрече было принято решение о создании рабочей группы с участием представителей правительства и нефтяных компаний для разработки такой модели развития рынка нефтепродуктов, которая позволит не допустить нестабильности. По словам Игоря Еремеева, на встрече обсуждалась также возможность предоставления НПЗ налоговых льгот, чтобы заводы могли повысить качество нефтепродуктов до европейских стандартов.
P.S. То ли еще будет
Все сделали виноватой именно Тимошенко. Ее раскритиковали за жесткий способ урегулирования кризиса. Поговаривают, что именно таким образом премьер-министра хотели выжить из Кабмина. Видные наследники ее трона - Порошенко и Кинах. Но они держались в стороне. Разве что первый вице-премьер иногда вставлял свои 5 копеек в правительственный тотализатор.
Ющенко тоже держался в стороне какое-то время, но потом его сердце не выдержало, и он сам занялся нефтяным хозяйством. Что дало повод говорить о том, что в президентской избе завелся сор. Но никто не подумал, что это мог быть всего лишь прокол в нефтяной политике Тимошенко. И президент имеет полное право попытаться навести порядок своими силами. И пожурить премьера тоже. Но это же не означает, что между ними все кончено.
В дальнейшем ситуация выглядит непредсказуемой. Спекуляции будут продолжаться до тех пор, пока цены на нефть и бензин в Украине не сравняются со среднеевропейскими. То есть когда литр бензина А-95 будет стоить около 6,50 гривны. Именно эту точку зрения разделяют многие эксперты.