В Киеве пройдет ретроспектива фильмов Рене Клера и Жана Ренуара [ Редагувати ]
С 1 по 3 июля в киевском Доме кино пройдет ретроспектива фильмов великих французских кинематографистов Рене Клера и Жана Ренуара. Оба режиссера начинали в немом кино, но продолжали делать шедевры и в звуковом.
Рене Клер (11 ноября 1898 года - 15 марта 1981 года), французский режиссер. Настоящая фамилия Шомет.
Сын торговца мылом, с раннего детства увлекался театром, писал стихи. После войны выступал с критическими статьями, снимался в фильмах Л. Фейада и Я. Протазанова. В 1923 создал по собственному сценарию фантастическую комедию "Париж уснул" (Paris Qui Dort).
В 1924 году снял короткометражный фильм "Антракт" (Entrracte, сценарий Ф. Пикабиа, музыка Э. Сати) для заполнения паузы между актами дадаистического балета "Представление отменяется". Ироничность наблюдений и ясная логика монтажных решений наряду с экспериментами с движением не позволяют относить "Антракт" к чисто формальным поискам.
Последующие ленты Клера, такие как: "Призрак Мулен Ружа" (Le Fantome Du Moulin Rouge, 1925) и "Воображаемое путешествие" (Le Voyage Imaginaire, 1926) не имеют успеха, хотя уже в них возникает тема несовпадения мечты и реальности, а преображение действительности в эпизодах сновидений представляет собой один из самых ранних примеров киномонолога героя и стоящего за ним автора.
Успех экранизации водевиля "Соломенная шляпка" (Un Chapeau De Paille D'italie, 1927) открывает самый счастливый для Клера период творчества, когда он становится ведущим режиссером французского кино.
Его водевили, такие как: "Двое робких" (Les Deux Timides, 1928); "Миллион" (Le Million, 1931), лирические - "Под крышами Парижа" (Sous Les Toits De Paris, 1930); "14 июля" (Quatorze Juillet, 1933) и сатирические - "Свободу нам!" (A Nous La Liberte, 1932); "Последний миллиардер" (Le Dernier Milliardaire, 1934), приз на МКФ в Москве-35) комедии по-прежнему отличаются оригинальными экспериментами со звуком, музыкой и изображением. Постепенно складывается своеобразный мир клеровских персонажей, в котором представлены наиболее характерные типы межвоенной эпохи.
После попытки фашистского путча в 1934 Клер переезжает в Англию, а после начала Второй мировой войны - в США. Его картины 1936-1945, например: "Призрак едет на Запад" (The Ghost Goes West, 1935); "Красотка Нового Орлеана" (The Flame Of New Orleans, 1941); "Я женился на ведьме" (I Married A Witch, 1942) по-прежнему остроумны и профессиональны, но утрачивают прежнее оригинальность и обаяние.
После войны Клер снимает во Франции "Молчание - золото", 1947; "Красота дьявола" (La Beaute Du Diable, 1950); "Ночные красавицы" (Les Belles De Nuit, 1952), но его забавные и еще более печальные размышления об абсурдности мира, о слепоте и эгоизме человека, теряющего из-за иллюзий радость сегодняшнего бытия, не встречают адекватной реакции зрителей и критики несмотря на высочайшее мастерство и оригинальные находки.
Картины позднего Клера ("Большие маневры" (Les Grandes Manoeuvres, 1955); "Порт де Лила"/"На окраине Парижа" (Porte De Lilas,1957); "Все золото мира" (1960) проникнуты лирической нежностью, поэтизируют жизнь парижских окраин и аутсайдеров, не находящих себе места в безумном мире потребления.
Последняя лента "Праздники любви" поставлена в 1965 году. Автор смешных и условных по манере фильмов, которые снимались в стилизованных декорациях, Клер остается символом самого счастливого для кино Франции периода, когда оно отстояло свою независимость и оригинальность. Первым из деятелей кино был в 1960 избран членом Французской Академии.
Жан Ренуар (15 сентября 1894 года - 12 февраля 1979 года), французский кинорежиссер. Сын художника П. О. Ренуара. С 1924 года работает в кино. Первые фильмы: "Дочь вод" (1924), "Нана" (1926, по Э. Золя), "Маленькая продавщица спичек" (1928, по Х. К. Андерсену). Звуковые фильмы Р. - "Сука" (1931), "Будю, спасенный из воды" (1931), "Тони" (1934), "Преступление господина Ланжа" (1935) и др. отражали подъём солидарности трудящихся, давали реалистическую картину жизни французского общества. Р. примыкал к движению Народного фронта (1935-38), руководил постановкой короткометражного фильма "Жизнь принадлежит нам" (1936), сделанного по заказу французской компартии.
Идеи Народного фронта нашли отражение в лучшем фильме Р. "Великая иллюзия" (1937), действие которого происходит во время 1-й мировой войны 1914-18. Поставил "Марсельезу" (1938), где воспроизведён эпизод Великой французской революции, "На дне" (1936, по М. Горькому), "Человек-зверь" (1938, по Золя), запрещенную в начале 2-й мировой войны 1939-45 комедию "Правила игры" (1939).
После капитуляции Франции жил в США. В 1952 вернулся на родину. Фильмы 50-х гг. отличаются театральной зрелищностью, обращением к историческому прошлому ("Золотая карета", 1952, по пьесе "Карета святых даров" Мериме, "Французский канкан", 1956, "Завтрак на траве", 1959, "Завещание доктора Корделье", 1960, и др.). Творчество Р. 30-х гг. оказало известное влияние на итальянский неореализм. В фильмах Ренуара участвовали его брат - Пьер Р. (актер) и племянник - Клод Р. (оператор).
В Киеве покажут "Антракт", "Свободу нам!" и "Большие маневры" Рене Клера и "Французский канкан", "Тони" Жана Ренуара. Кроме этого, ожидается показ работ молодых украинских кинематографистов.