Все больше иракцев покидают районы со смешенным религиозным составом населения [ Редагувати ]
Все большее число иракцев покидают районы со смешенным религиозным составом населения.
В багдадском районе Дора - одном из самых опасных в иракской столице - убиты четверо членов одной шиитской семьи. Как заявил в понедельник представитель МВД Ирака, накануне вечером неизвестные ворвались в дом и расстреляли супружескую пару и двоих их сыновей.
С тех пор, как в конце февраля в расположенном в 110 километрах к северу от Багдада городе Самарра была взорвана одна из шиитских святынь, подобные убийства, которые совершаются, как правило, из-за межрелигиозной вражды, происходят в Багдаде и ряде других городов Ирака ежедневно. Не проходит и дня без того, чтобы в том или ином районе полиция не обнаружила десятки трупов, как правило, со связанными руками и ранениями в голову.
По свидетельству иракских врачей, за прошедшие полтора месяца в стране были убиты более полутора тысяч человек - как мусульман-шиитов, так и суннитов. Угрозы со стороны вооруженных боевиков, страх перед возможной расправой привели к тому, что тысячи семей шиитов и суннитов покидают сегодня смешенные в религиозном отношении районы.
Согласно последним данным Международной организации по вопросам миграции (МОМ), от 30 до 36 тысяч иракцев покинули места своего проживания и ищут убежища - мусульмане-шииты в южных и центральных районах страны, в которых они традиционно составляют большинство населения, а сунниты - в западных.
"После взрыва в мечети "Аль-Аскари" в городе Самарра иракское министерство по делам миграции осуществляет программу помощи более чем 5 тысячам семей-беженцев. Палаточные лагеря развернуты в провинциях Наджаф, Кербела, Бабиль, Дивания, Ди-Кар, Васит в южном и центральном Ираке. На помощь беженцам правительство выделило 500 миллионов динаров (порядка 340 тысяч долларов)", - сказал сотрудник этого министерства Махмуд аль-Убейди (Mahmud Al-Obeidi).
Однако один из представителей Комитета социальной поддержки шиитского движения "Ас-Садр" в багдадском районе Сард-сити Айяд Аляни (Ayad Alyani) считает, что только шиитских семей беженцев в Ираке около 5 тысяч. "Только в Багдаде их порядка тысячи", - говорит он.
По его словам, Комитет, прежде всего, заботится о том, чтобы предоставить беженцам временный кров. "Мы расселяем людей в старых школах, в которых в настоящее время не ведутся занятия, на стадионах, предоставляем им палатки. И, конечно, обеспечиваем продовольствием, топливом", - рассказывает Аляни.
Во временное пристанище для беженцев превращен, в частности, расположенный в Садр-сити стадион "Аль-Даулян". В одной из его раздевалок живет семья Хамзы Халафа (Hamza Khalaf). До недавнего времени ее глава владел небольшим обувным магазином в преимущественно суннитском западном пригороде Багдада Абу-Грейб.
"Несколько дней назад в магазин пришли два незнакомых мне человека и сказали, что у меня есть 24 часа для того, чтобы убраться из Абу-Грейб. В противном случае, предупредили они, меня и мою семью ждет неминуемая смерть", - рассказывает он о причине, заставившей его бежать из дома вместе с женой и пятью детьми, старшему из которых тринадцать лет, а младшему едва исполнился год. В соседних, таких же, как у Халафа, маленьких комнатах для переодевания живут еще пять семей беженцев.
Ежедневно сотни семей беженцев обращаются за помощью и в различные суннитские партии, и общественные организации.
"В последнее время в Центр по правам человека при "Исламской партии" каждый день приезжают сотни людей", - говорит представитель Центра Омар аль-Джибури (Omar Al-Jiburi). При этом он показывает лежащие у него на столе досье на 250 семей вынужденных переселенцев, которые, как сказал Аль-Джибури, сотрудники центра смогли разместить в домах "добрых людей", откликнувшихся на беду соплеменников.
"Многие жертвуют деньги, приносят одежду, продовольствие. Это позволяет нам помогать вынужденным беженцам", - говорит активист "Исламской партии".
Основная причина миграции суннитов - боязнь расправы со стороны шиитских вооруженных группировок. Но не только межрелигиозная вражда заставляет иракцев покидать свои дома. Персоной нон-грата в Ираке может стать и представитель одной и той же конфессии.
До средины марта суннит Саджид Маджид (Sajid Majid) жил в преимущественно суннитском районе Аль-Шааб на востоке Багдада. "Две недели назад моя восьмилетняя дочь Асма прибежала домой с небольшим листком бумаги в руке. На нем те, кого принято называть "террористами", под угрозой смерти предупреждали меня о необходимости оказывать им помощь", - рассказывает Маджид. Не дожидаясь второго предупреждения, он перебрался с семьей в район Аль-Азамия в дом своего брата.
По мнению активиста шиитского движения "Ас-Садр" Махмуда аль-Убейди, причиной происходящего в Ираке размежевания людей являются "действия сторонников прошлого режима, желающих повернуть события вспять".
"То, что происходит сейчас в Ираке, ведет к разжиганию ненависти между иракцами и может вылиться в гражданскую войну", - говорит он. При этом Аль-Убейди, как и многие другие иракцы, считает, что власти Ирака "не предпринимают никаких серьезных шагов", чтобы защитить людей от насилия.
"Вместо того, чтобы защитить граждан, правительство выполняет функции гуманитарной организации - обеспечивает беженцев продовольствием и лекарствами", - высказывает он свое недовольство.
Однако сегодня правильней говорить не столько о правительстве, сколько о политическом вакууме, переживаемом страной из-за неспособности политиков договориться между собой. В этих условиях многие в Ираке, а также Вашингтоне и Лондоне надеются, что исправить ситуацию, остановить межрелигиозную резню поможет скорейшее формирование правительства национального единства.
Правда, все пройденные до сих пор политические события, - передача власти в руки иракцев в 2004 году, выборы в парламент и принятие конституции в 2005 году - после которых ситуация в Ираке, по утверждению администрации США, должна была стабилизироваться, не принесли желаемого результата. Не больше оснований уповать на чудо и на этот раз. С каждым новым обнаруженным убитым, с каждым новым похищением Ирак все дальше раскалывается по конфессиональному признаку.
"Сегодня иракцам нет необходимости спрашивать друг друга, суннит он или шиит. Достаточно немного поговорить с незнакомым человеком на любую тему, так или иначе связанную с политикой, чтобы все сразу стало понятно. Практически по всем вопросам их точки зрения не совпадают", - говорит молодой житель Багдада Мунзер Хамза (Munzer Hamza).