Особенности национального рейдерства [ Редагувати ]

Украинская власть наконец-то обратила внимание на проблему так называемого рейдерства - недружественного поглощения предприятий. Это явление в нашей стране приобрело такие масштабы, что может реально угрожать экономической безопасности Украины. Однако желание и способность власти эффективно противодействовать "пиратам ХХІ века" вызывает обоснованные сомнения, поскольку многие ее представители сами не раз прибегали к практике рейдерства.
Акулы бизнеса или санитары леса?
Рейдерами в эпоху Великих географических открытий называли пиратов, охотившихся за торговыми судами. Солнце, море, погони, абордаж - вот она флибустьерская романтика! Современные рейдеры весьма далеки от образа обаятельного Джека Воробья из "Пиратов Карибского моря", вызывающего смех каждым своим телодвижением. Да и романтики в современном рейдерстве на порядок меньше, нежели изображается в голливудских хитах "Уолл-стрит" или "Красотка". Если, конечно, не считать романтикой штурмы заводов, шантаж акционеров, подделку реестров и судебные разборки.
Рейдерство зародилось на Западе; говорят, это произошло, как только человек придумал и выпустил первые акции. Его не стоит путать с распространенным на Западе гринмейлом - формой легального корпоративного шантажа, как правило, применяемой мелким акционером в целях продажи своих акций мажоритарию втридорога. За кордоном рейдерство считается вполне нормальным и приемлемым видом бизнеса, который регулируется законодательными нормами. Там рейдеров называют своеобразными "санитарами бизнес-леса", которые поглощают предприятия со слабым менеджментом; таким образом, косвенно они даже содействуют улучшению макроэкономических показателей страны.
Но, к сожалению, в Украину рейдерство пришло не с Запада, а с Востока - с соответственным российским колоритом начала 90-х годов - эпохи дикого накопления шального первоначального капитала. Как следствие, появилось разделение рейдерства на "белое", "серое" и "черное". По словам управляющего партнера юридической фирмы "Ильяшев и Партнеры" Михаила Ильяшева, ""белые" действуют исключительно по закону. Стремясь захватить лакомый кусок, "белые" рейдеры идут на поистине фантастические, но вполне законные уловки, чтобы подорвать экономическое положение предприятия. "Серые" используют сомнительные методы, балансируя на грани законности. Они вполне могут применить двойной реестр или фальсифицировать результаты выборов собрания акционеров. А "черные" не гнушаются использованием силовых методов, но их главные инструменты - подкупать чиновников и подделывать документы".
Главная задача рейдера, как, в общем-то, и любого другого бизнесмена, - получить прибыль. Только добивается он этого не производством какой-либо продукции, а перепродажей предприятия, над которым он заполучил контроль путем недружественного поглощения. Почему, собственно, поглощения, да еще и недружественного? А потому, что это намного дешевле, чем искать с владельцем предприятия компромисс, и значительно проще, чем уговорить коммерсанта продать прибыльное дело. Ведь украинских рейдеров интересуют исключительно ликвидные предприятия - перспективные развалины вроде КОГОРа ему и даром не нужны. Так что ни о какой "бизнес-санитарии" речи идти не может; большинство отечественных рейдеров - настоящие хищники. "Акулы бизнеса" - вот это как раз про них.
Схемы решают все
Существует четыре основных способа захвата предприятия: через акционерный капитал, кредиторскую задолженность, органы управления и оспаривание итогов приватизации.
Нападение через акционерный капитал свидетельствует о том, что он сильно распылен или слабо контролируется. Начало атаки - скупка акций. Как правило, рейдерам достаточно скупить около 10-15% акций - количество достаточное, чтобы инициировать проведение собрания акционеров с нужной повесткой дня, например, сменой руководства предприятия. Акционерное общество, собственником которого является трудовой коллектив, - излюбленное лакомство рейдера. Получая невысокие зарплаты, работники без особых колебаний продают свои ценные бумаги тому, кто предлагает за них в 5-10 раз больше их номинальной стоимости (однако все равно меньше того, что они реально стоят). Примерами применения подобной тактики могут служить действия компании "Сармат", в свое время скупившей через ИК "Керамет-Инвест" 41,5% акций киевского пивзавода "Оболонь"; а также атака компании "Клиринговый дом" на черкасский "Азот".
Во второй половине 90-х наиболее популярным способом был отъем собственности через кредиторскую задолженность. Востребован он и сегодня. Просроченные долги предприятия скупаются у мелких кредиторов подешевке, затем консолидируются и предъявляются к единовременной выплате. Именно таким образом группа "Финансы и кредит" в свое время пыталась завладеть северодонецким "Азотом" - помешал ей только приход на завод нового крупного владельца. Неспособность предприятия рассчитаться по своим обязательствам дает основание для начала процедуры банкротства или санации со всеми вытекающими последствиями. Завод, находящийся на санации, не подконтролен ни его собственнику, ни менеджменту. Главное действующее лицо - управляющий санацией - как правило, один человек, купить которого для рейдера не составит большого труда.
Самым слабым звеном большинства предприятий является его топ-менеджмент, то есть органы управления. Это люди, на слабостях которых рейдер играет в первую очередь. Наделенный большими полномочиями директор может способствовать быстрому выведению имущества со своего предприятия в подконтрольные рейдеру структуры. Таким образом, собственник завода остается с акциями, которые ничего не стоят. Менеджмент легко может спровоцировать финансовые проблемы на заводе, например, санкционировав покупку сырья по завышенным ценам или взяв кредит под нереальные проценты. Убедить руководство действовать в пользу рейдера можно разными способами: от обычного подкупа до подсаживания на "крючок" - шантажа, уголовного преследования и угроз. Атака через менеджмент дешевле всего обходится на госпредприятиях, где отсутствует эффективный контроль над оперативной деятельностью со стороны собственника.
Смена власти в 2004 году в Украине и последовавший передел собственности подсказал отечественным рейдерам еще один способ поглощения интересующих предприятий - оспаривание итогов приватизации. В то время пока Юлия Тимошенко готовила к повторной продаже "Криворожсталь", Константин Григоришин развернул против группы Суркиса-Медведчука настоящую рейдерскую войну. Аппетиты россиянина не ограничивались возвращением отобранных у него когда-то облэнерго - он замахнулся даже на ФК "Динамо" (Киев).
Рейдеры умны и коварны, способы атаки на предприятия бывают очень изощренными. Однако это не значит, что их нельзя отразить. По словам Михаила Ильяшева, главными способами обороны от рейдеров являются квалифицированное юридическое сопровождение, придание конфликту огласки через СМИ и упреждающие удары - ведь и любого рейдера при желании можно найти компромат. Кроме того, полезно иметь связи в правоохранительных органах и судах, что, впрочем, не означает их подкупа.
Рейд против рейдеров
В любой из приведенных выше рейдерских схем ключевую роль играют суды. Именно на основании их определений (реже - решений) рейдеры производят непосредственные действия по смене руководства атакуемых предприятий, захвату их помещений. Причем их совсем не останавливает тот факт, что предприятие может иметь на руках совершенно противоположное судебное постановление - такое же легальное как и "рейдерское". Тотальная коррумпированность отечественной судебной системы только способствует распространению рейдерской практики на украинских бизнес-просторах. Преодоление коррупции в судах, а также законодательное определение рейдерства и наказания за него - вот путь к устранению угрозы и беспредела.
А то, что масштабы рейдерства представляют реальную угрозу экономической безопасности Украины, - это факт. Правда, назвать какие-либо конкретные цифры не представляется возможным потому , что в отечественном законодательстве просто не существует определения этого термина и, соответственно, не ведется никакая статистика по данному вопросу. К тому же рейдерство зачастую путают с корпоративными войнами, обычными хозяйственными или трудовыми спорами, а специалистов, которые могли бы квалифицированно провести подсчеты, на государственной службе просто нет. Радует, что это, наконец-то, осознали наши власть предержащие.
Первым забеспокоился генеральный прокурор Александр Медведько, который в начале сентября дал своим подчиненным поручение проанализировать проблемы, связанные с рейдерством на предприятиях Украины. Его почин поддержал президент Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП), народный депутат Анатолий Кинах, отметив, что он выступает за создание межведомственной рабочей группы по проблемам рейдерства и намерен принимать активное участие в ее работе. А там и Кабмин подсуетился: он планирует создать специальную комиссию для борьбы с рейдерством, в которую войдут представители СБУ, МВД, Генпрокуратуры, Министерства финансов и экономики. Комиссия намерена ввести уголовную ответственность за силовой захват предприятий, а также запретить вести двойные реестры и заменять руководство акционерами, у которых незначительные пакеты ценных бумаг. Кроме того, необходимо ввести ограничения юрисдикции судов в связи с их территориальным расположением, с тем, чтобы суд, расположенный в одной области, не рассматривал вопрос предприятия, расположенного в другой.
В общем, правительство кинуло клич: "Все силы - на борьбу с рейдерством!" С одной стороны, дело это нужное, даже благородное. С другой стороны, одними лозунгами и принятием законов тут не обойдешься. Вот скажите мне, почему рейдер должен будет вдруг перестать делать свое дело (черное, серое, белое - без разницы), если ему это запрещают люди, которые сами либо когда-то этим занимались, либо занимаются до сих пор, уже в ранге народных депутатов? Или каким образом Сергей "Підрахуй" Кивалов, глава парламентского комитета по вопросам правосудия, который, как говорят в кулуарах Верховной Рады, контролирует все и вся в судебной системе, будет бороться за чистоту судейских рядов? Ведь нынешняя система - это во многом следствие именно его главенствования в Высшем совете юстиции до перехода в ЦИК.
Так что эксперты достаточно скептически относятся к перспективам "антирейдерской" кампании. Финансист Андрей Сивак, заместитель председателя правления банка, считает, что пока в Украине "есть заказчик, есть серьезные деньги, явление будет иметь место". А поскольку перераспределение собственности в нашей стране происходит после каждых выборов, услуги рейдеров будут востребованы еще долго.