Выборы. Взгляд из-за кулис [ Редагувати ]

Украинская народная мудрость гласит: "дурак на выборах голосует, а умный – зарабатывает". Как только в стране запахло досрочными выборами, в избирательных штабах большинства партий открылось множество вакансий. Студенты, пенсионеры и народные артисты стройной шеренгой направились за своей частью предвыборного пирога. В итоге каждый из них получит свой участок работы. Кто-то – побольше, кто-то – поменьше, но в накладе точно никто не останется.
Участие в избирательной кампании – как служба в армии. Только вместо гранат здесь используются агитматериалы, вместо генералов – партийные лидеры, а враги окопались поблизости, в палатках чужой политической силы.
Ставка
Партийные лидеры редко когда спускаются с "небес" к простым солдатам предвыборного фронта. Их удел мелькать на экранах с заготовленными спичами, а также проводить квази-совещания в центральном штабе. Роль вождя в избирательной гонке – не мешать. Не вносить сумбур в слаженные или не очень действия пиарщиков, спичрайтеров, журналистов и орговиков. Если составить рейтинг слаженности работы центральных штабов, то лидерами здесь являются Блок Литвина и Партия регионов. Их деятельность вполне сопоставима с работой компаний-дистрибьюторов. Рекламщики, сбытовики, казначеи стараются не мешать друг другу. Центральный штаб БЮТ напоминает беспокойный улей, порядок в котором воцаряется лишь в те мгновения, когда к ним прилетает матка-пчела или один из приближенных трутней. В штабе Нашей Украины, на первый взгляд, все очень четко, однако уже третью кампанию подряд это напоминает братскую могилу. Кумовство – заразное явление и ведению политической борьбы мешает ничуть не меньше, чем управлению страной. Есть также очень оригинальные концепции функционирования центрального штаба. ЦШ Блока Черновецкого уже давно превратился в расфасовочный цех, а Партия вольных демократов любит все важные решения принимать за столиком в кафе-кондитерской.
Сами штабы – святая святых любой избирательной гонки – крепости, хранящие очень много тайн. Поэтому охрана объекта – соответственная. Многие офицеры СБУ на время выборов берут "за свой счет" и на два месяца интегрируются в избирательный процесс. Ходить на работу в подобные здания во время предвыборной гонки очень прибыльно. Зарплата в 8 тысяч гривен для среднего звена не является потолком.
Особая каста любого предвыборного штаба – казначеи. Отхватить такую должность, к примеру, в Партии регионов, означает попадание в список отечественных богачей. Ведь Ахметов, Колесников и Левочкин сами зарплаты не выдают, сколько денег пропадает по пути из их кабинетов в агитационные палатки и региональные штабы, посчитать невозможно. Безусловно, спонсоры видят эти утечки, однако подобные траты уже давно стали издержками, которые закладываются в бюджет.
Как правило, работу центрального штаба на идеологическом фронте координирует, избранный вождем, круг политологов. Причем подковерная борьба между этими субъектами идет очень жесткая. Контракт PR-генерала на избирательной войне сегодня оценивается в 200-300 тысяч долларов. Жалование PR-полковника в разы, а то и в десятки раз меньше. Правда и спрос с генерала больше, ведь для политтусовки не секрет, какой из "политико-научных институтов" кого ведет по избирательному процессу. В случае провала, политолог больше никогда не получит хороший контракт на выборах. Так уже случилось с многими до сих пор известными политологами, которые сейчас подрабатывают "говорящими головами". Всех сейчас и не припомнишь.
Военкоматы
Как только в Украине приходит пора очередных или внеочередных выборов, по всей стране открываются политические военкоматы, которые ведут призыв на политическую войну. Срок службы – 2-3 месяца. Жалование – от 50 гривен в день. Руководит всем процессом областной партийный актив. На выборах в парламент фамилии региональных партпатронов, как правило, ставят в конец избирательного списка, дабы у людей был стимул собрать для партии 200% от прогнозируемого результата голосов. Но, уже привыкнув к постоянному пролету мимо Рады, тамошние функционеры расслабились и просто зарабатывают себе на хлеб, осваивая огромные суммы партийных трáншей из центра. Самый распространенный способ заработать описан еще Гоголем в "Мертвых душах". Область пишет: "Дорогой центральный штаб. Чтобы собрать для нашей любимой партии много голосов, мы призвали под свои знамена тысячу активистов и заплатили каждому по тысяче долларов. Вот их фамилии… Вышлите переводом". На самом же деле, людей работает вдвое меньше, с жалованием – то же самое. Но наверху, в пылу схватки за власть, со всей этой бухгалтерией разбираться некогда. Поэтому, из Киева приезжает бусик с миллионом долларов, а также с большим "партийным спасибо". Если результат по области или району неудовлетворителен, то на следующих выборах главного деньгополучателя меняют на нового. Но первый не слишком расстраивается, потому как весьма занят: нужно строить новый дом, купить новую машину…
В регионах трудоустроиться на выборы – большая удача. Зарплата намного превышает средние показатели для данной местности. А если устроиться в регионах в "Регионах" – это вообще предел мечтаний…
Отдельная каста на выборах – депутаты местных, районных и поселковых советов. Для них любые общенациональные выборы – маленькие и большие личные трагедии. Нужно было видеть, как трудно давалось некоторым депутатам на недавних выборах в Киеве кричать: "Долой дерибанщика Черновецкого". Долой того, с чьими ребятами они так славно поделили районы, скверы и подвалы. Но приказы свыше не обсуждаются. И после огульного хая, звучавшего во время сессий райсоветов, многие политповинные подходили к депутатам от БЧ и слезно клялись, что это лишь партийная фонограмма.
Канули в лету те времена, когда в депутаты брали только потому, что ты "авторитет" у "местных". Отношение к таким "авторитетам" у электората в последнее время – резко негативное. Они выросли и забыли свои пенаты, считает избиратель. Сейчас в список берут скорее теневых лидеров региона. Те, кто "на ты" со всеми районными главами, начальниками милицейских главков и прокурорами, всегда пригодятся на службе партии. Истину о том, что не важно как проголосуют, а важно как подсчитают, еще никто не отменял. Работа для опытного "решалы" в Украине всегда найдется.
Глубокий тыл
"Михайловна, вы за кого голосовать будете? За Фердыщенко? Хорошо, я проголосую, чего вам зря больные ноги по селу передвигать". Примерно так проходит избирательный процесс там, где еще не каждый знает, какой шустрый Савик Шустер. Никаких паспортов, прописок и другого бюрократического хлама. Голосуют в селах всегда большим числом и нужным процентом. На деревне главные демократы: глава сельсовета, директор школы и фельдшер. Сообразив на троих, они всегда смогут договориться о вкладе их населенного пункта в построение демократии в стране. Обычно "работа" по селам поручается главам районных штабов или "своему" аппаратчику из районной администрации. Все политические силы имеют "своих" в подобной власти. Но, как правило, сельские выборы выигрывают все те же "решалы", добирающиеся до той или иной точки на карте первыми.
Кстати, гипотетические выборы-2008 вполне способны изменить практику наплевательского отношения "ставки" к электоральным ячейкам по 100–200 голосов. Учитывая прогнозируемую плотность результатов, каждый голос может быть на счету. Поэтому забытые центром бабушки и дедушки могут получить от него весточку в виде партийных платочков, ручек, зажигалок. Денег? Вряд ли. Мировой кризис – центру трудно.
Страну пугают тем, что выборы нанесут ей непоправимый урон. Учитывая практику последних лет, все обстоит с точностью до наоборот. На выборах страна будто бы оживает. Десятки тысяч людей находят, хоть и временную, но все-таки работу. Политики, наконец-то, оставляют экономику в покое, и, забрав все выжатое оттуда, уходят на фронт, предоставляя ей несколько месяцев невмешательства. За время избирательной кампании экономика должна набраться сил, население – денег, политики – стресса, который они заслужили за свою сладкую жизнь между выборами. В общем, выборы это не такое уж и зло для страны.
…Вот только дворников жалко, им еще очень долго придется отдирать с фасадов и заборов неискренние улыбки политиков. Улыбки, которым уже давно никто не верит, но за которые все равно голосуют. Давайте, что ли, выбирать того, у кого белее зубы?..