Лавринович: проект изменений конституции будет продуктом компромисса [ Редагувати ]
Министр юстиции Украины Александр Лавринович считает, что президентский проект изменений конституции будет тщательно доработан, с тем, чтобы его уже в первом чтении могли поддержать более 300 депутатов. Об этом Лавринович заявил в интервью украинской службе Би-Би-Си. Очевидно, что для этого придётся пойти на определённые компромиссы. Какие именно - попытаемся разобраться в течение этой недели.
Право формировать правительство в марте президент предложил передать парламенту. За исключением министров обороны, чрезвычайных ситуаций, иностранных и внутренних дел. Мотивация - президент остается гарантом Конституции и национальной безопасности. А именно за это и отвечают силовые структуры. Показательно, что многие граждане Украины тоже считают: последнее слово в вопросе назначения силовиков должно оставаться за президентом. По результатам последних соцопросов, эту идею поддерживают 37-44%, не поддерживают - 25-29% опрошенных.
А по данным Министерства юстиции большинство граждан вообще считают, что глава государства должен подчинять себе не только силовые структуры, но и другие министерства.
Мнения депутатов по этому вопросу еще несколько месяцев назад были диаметрально противоположными. Но в процессе обсуждения мнения несколько смягчились.
Георгий Крючков, народный депутат Украины, фракция КПУ: "Не можна дiлити уряд на частину, яка пiдпорядкована прем'єру i яка йому не пiдпорядкована. З iншого боку президент - гарант дотримання Конституцiї i прав громадян i вiн не може бути осторонь вiд цього процесу. Я запропонував варiант: прем'єр вносить цi кандидатури за погодженням з президентом. Тоді була б єдина думка прем'єра, президента i Ради. Для злагоди - це найголовніше".
Богдан Губский, народный депутат Украины, группа ''Народный выбор'': "Щодо цього пункту, то це нормальний варiант. Це нормальна практика. Адже у глави держави є вiдповiднi повноваження. Для того, аби мати цi важелi, їх реалiзовувати через призначення силовикiв вважається нормальною практикою".
По мнению политологов, идеальную схему придумать вообще сложно. Остается только искать компромисс.
Андрей Ермолаев, директор центра социальных исследований ''София'': "Кабмин, который будет формироваться на основе коалиционности и парламента он должен быть целостным органом и не допускать двоевластия в механизме назначения. Но, конечно, нужно оставить за президентом право отклонения кандидатур, в общем, процедуры, позволяющие влиять на кадровый состав ведомства, так как с этими министрами он будет работать в рамках СНБО. Я думаю, что процедура отклонения кандидатур, которая будет вырабатываться и предлагаться будущему премьеру это наиболее оптимальная форма, позволяющая учесть позицию Президента".
Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий: "Сегодня рано переходить на чисто парламентское назначение силовиков. Я представляю, как в ходе фракционных делений будут делить силовых министров. Я боюсь, что тот или иной силовой министр будет исполнять больше партийные функции, чем функции связанные с задачами по силовому обеспечению, национальному суверенитету".