В Берлине решается судьба китов [ Редагувати ]

По соседству с шаром 365-метровой берлинской телевышки в небе над немецкой столицей плавает огромный кит. Надувной морской гигант длиною в 15 метров пущен в воздушное плавание активистами Greenpeace, которые таким образом призывают Международную китобойную комиссию (IWC) к принятию конкретных мер по защите тысяч китов, гибнущих ежегодно для удовлетворения человеческих аппетитов. Вместе с китом в воздух поднялся огромный плакат с надписью "IWC: ACT NOW!"
55-ое центральное заседание IWC пройдет в Берлине с 16 по 19 июня 2003 года. Первым шагом для защиты находящихся под угрозой вымирания китов может стать так называемая "Берлинская инициатива", голосование по которой пройдет в один из первых двух дней конференции. Авторы проекта этой резолюции надеются, что с ее принятием защита всех видов китов станет главной задачей IWC. "Берлинская инициатива" уже получила поддержку 40 организаций по охране животных и окружающей среды.
Едва ли можно получить точные данные о числе китов, продолжающих населять морские просторы. До установления в 1986 году всемирного запрета на вылов китов ежегодно китобои убивали десятки тысяч исчезающих животных. Мнения экспертов по поводу того, насколько удалось восстановить популяцию китов после введения запрета, расходятся, что вызывает оживленные дискуссии внутри IWC.
Ближе других видов к вымиранию находятся южные киты, которых по данным WWF (Всемирный фонд дикой природы) осталось не более 350 особей. Популяция голубых китов составляет менее 5 тысяч, а до начала активного китобойного промысла их было более 250 тысяч. Горбатых китов на сегодняшний день осталось около 28 тысяч, серых - около 27 тысяч. Количество финвалов по оценкам специалистов WWF составляет от 50 до 90 тысяч особей.
Тысячи китов и дельфинов ежегодно гибнут, "случайно" попадая в рыболовные сети, страдая от подводных шумов, загрязнения морей и охоты. "Огромное число гибнущих животных показывает, что IWC должна взять на себя решение этой проблемы", - говорит эксперт Greenpeace по морской биологии Тило Маак. "В прошлом будучи клубом китобоев, сегодня IWC должна трансформироваться в организацию по охране китов", - продолжает Маак. Однако, китобойная страна Япония и ряд стран третьего мира из числа получателей японской финансовой помощи, по предположениям экспертов природоохранных организаций, будут голосовать против "Берлинской инициативы".
Принятие резолюции в защиту китов, японская делегация, возможно, и на этот раз предложит заменить установлением квот на вылов китов. Более всего защитников природы беспокоит тот факт, что эти квоты основываются на недостаточно точных расчетах количества китов, обитающих в морях нашей планеты. Предложения противников принятия "Берлинской инициативы" не предусматривают ни возможности независимого контроля, ни штрафов за пиратский отлов китов. А ощутимые штрафы крайне необходимы: например, на японском рынке ученые по результатам анализа ДНК выявили даже мясо находящегося под защитой голубого кита.
Природоохранные организации решительно отвергают любую форму установления квот на вылов китов, как альтернативу запрету. "На данный момент слишком рано говорить о возобновлении коммерческого вылова китов", - говорит Тило Маак. "По крайней мере, на следующие 50 лет необходимо обеспечить китам защиту", - продолжает биолог.
Практика экотуризма доказала, что зарабатывать деньги на китах можно не только убивая их. По всему миру организаторы туристических туров "Whale-Watching" (наблюдение за китами) имеют суммарный оборот около 1 миллиарда евро.
В активной ловле китов заинтересованы лишь немногие страны, входящие в IWC, такие как Япония, Россия и Норвегия. Однако, эти страны способны с помощью экономических инструментов оказывать влияние на ряд других членов IWC. Таким образом, между противниками и сторонниками активного вылова китов завязалось тяжелое противостояние. Любое поражение природы - поражение всего человечества, являющегося его частью.