Высочайший развод [ Редагувати ]

Кремль временами удивляет решениями, далеко выходящими за рамки политики. 6 июня чета Путиных объявила о грядущем разводе. Официальное объяснение – несовместимые стили жизни. Прессу тут же заинтересовали причины, а не повод, такого решения. А экспертов – рейтинговые последствия небанального для российских реалий шага.
Буря в Кремле
Семейно-политические обстоятельства супругов Путиных интересуют общественность уже не один год. Образчиком публичности брак российского президента не был никогда: подробности семейной жизни (и особенно – жизни теперь уже взрослых дочерей) тщательно укрывали от прессы, да и первая леди не так уж и часто появлялась на публике. Но во время "премьерского" перерыва, положение дел перешло в еще более закрытый режим. С момента возвращения Владимира Путина в президентское кресло на высочайшем уровне чета появилась вместе только один раз – во время инаугурации. Число выходов Людмилы Путиной в свет сократилось до предельного минимума, а внезапный для многих поход на балет обернулся сенсацией.
Посещение первыми лицами государства представления в Государственном Кремлевском дворце – совсем уж неожиданностью являться не может. Тем не менее, появление главы государства в театре вместе с женой мгновенно стало событием из-за образа жизни последней. Когда же супруги дали краткое телеинтервью, и впечатления от спектакля "разбавили" объявлением о своем разводе, избежать информационной бури стало невозможно.
Если судить по словам самих "виновников" происходящего, расставание Путиных должно стать образчиком "цивилизованного развода". Дети выросли, интересы разошлись, образы жизни плохо совместимы – причины сохранять брак, похоже, себя исчерпали. "Наш брак завершен в связи действительно с тем, что мы практически не видимся. Владимир Владимирович полностью погружен в работу, дети наши выросли, они живут каждый своей жизнью. В общем, так сложилось, что у каждого своя жизнь, и я действительно не люблю публичность, и перелеты для меня сложны, и мы практически не видимся", - рассказывала Людмила Путина. С учетом того, что подобного стиля жизни президент, премьер, а теперь снова президент придерживается с 2000-го, а первая леди в последние годы от присутствия в публичном пространстве уже самоустранялась, – пояснение звучало небесспорно. А по уточнениям самого Путина складывалось впечатление, что роль его жены – это практически свод обязанностей, срок полномочий которых может быть ограничен. "Вся моя деятельность, вся работа связана с публичностью, с абсолютной публичностью. Кому-то это нравится, кому-то нет. Но есть люди, которые совершенно с этим не совместимы. Вот Людмила Александровна отстояла вахту, восемь лет, уже девять даже, девять лет. Так что, в общем, это общее решение", - объяснял, почему "вахта" может быть окончена, Владимир Владимирович.
Сокращение роли Людмилы Путиной в официальной части жизни ее почти экс-супруга годами обсуждалось в околополитической среде и объяснялось различными причинами: от несходства характеров и таки образов жизни до проблем со здоровьем у президентской жены или романами самого президента. В любом случае, решение о разводе "первой пары" – не самый стандартный поступок для политика такого уровня. Пресса (и особенно западная) тут же углубилась в выстраивание либо исторических, либо современных параллелей. Так, сразу же было решено подсчитать, что Владимир Путин станет первым разводящимся главой российского государства со времен Петра I. С другой стороны, журналисты активно сравнивают шаг президента с его коллегами: нашумевшим разводом Николя Саркози, брак которого распался вскоре после его победы на президентских выборах, и последующую женитьбу; сохранившимся, несмотря на сложности, супружеством Билла и Хиллари Клинтон; или даже особенностями президентской жизни Виктора Януковича, жена которого вообще не принимает участия в политической жизни… Тем временем интернет-общественность разразилась лавиной шуток по поводу высочайшего развода. Пользуются популярностью также прикидки на счет того, кто именно мог бы стать первой леди номер два, тем более что "дежурные" кандидатуры обсуждаются уже не первый год. Да и Femen не пропустили актуальный информационный повод. А вот политологов и социологов предсказуемо взволновали рейтинговые последствия редкого действа.
Да здравствует развод?
При обсуждении еще документально не оформленного расставания президентской пары к числу основных версий (помимо распада семьи по официально озвученным причинам, инициатором чего вполне может быть Людмила Путина) и возможного желания президента переустроить свою личную жизнь) причисляют и "политическую". Но влияние развода на рейтинг и имидж главы РФ – тезис, который еще требует доказательств.
Судя по первой реакции, в среде специалистов нет единого мнения по поводу того, как именно расторжение брака главы государства отразится на его популярности. Уровень доверия к Владимиру Путину хоть и довольно высок, но все-таки отличается от былых показателей и неуклонно падает. По версии Всероссийского центра изучения общественного мнения, на начало июня президенту доверяют 48 процентов россиян. А уровень одобрения его действий хоть и выше – 63,1% – но тоже уменьшается. Но вопрос о том, улучшит ли положение политических дел сугубо личное решение, остается дискуссионным.
Некоторые политологи и политики считают, что сама расстановка позиций по-российски не предполагает существенного влияния на положение дел в стране семейной жизни лидера. "Может, какие-то сезонные колебания рейтинга, присущие первым лицам, и возникнут. Но мы ведь не США с их официозной традицией, где для политика развод является очень серьезным и часто сокрушительным шагом для политической карьеры", - убежден депутат-"единоросс" Константин Затулин. "Личная жизнь имеет небольшую составляющую, в электоральном рейтинге это занимает небольшой процент. На рейтинге это скажется в меньшей степени", - считает схожим образом вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. Однако последствия президентского решения во многом зависят и от механизма его восприятия обществом, и от возможных последствий.
Мнения по поводу электоральной оценки президентского развода, в основном, расходятся по линии "традиционно-нетрадиционно". С одной стороны, в РФ очень высок процент разводов (более 500 на 1000 зарегистрированных браков, к примеру, в 2012 году) и для многих избирателей расторжение брака – дело житейское. "Россия — страна светская, с высоким уровнем терпимости, разводы у нас не редкое явление, многие через это проходили. Скорее это приблизит президента к жителям страны, многие подумают: "И с президентом такое может произойти", - указывает политолог Евгений Минченко. С другой стороны, в последние годы наряду с укреплением позиций Русской православной церкви в РФ набирают обороты "неопатриархальные" тенденции. Более того, в обсуждаемой сейчас Концепции государственной семейной политики до 2025 года немало внимания уделяется вопросу недопустимости разводов и их профилактики. В подобных условиях, поступок самой видной семьи в государстве откровенно диссонирует с политикой партии. А потому некоторые эксперты видят в том самом цивилизованном разводе признак торжества "западных" ценностей в отдельно взятом Кремле. "Это решение президента будет ассоциироваться в народе с западной культурой и некоторой интеллигентностью, несмотря на то, что сам Путин гораздо чаще выступает на стороне традиционных, если не сказать консервативных ценностей", - допускает Алексей Левинсон из "Левада-центра".
Другим немаловажным аспектом семейных затруднений такого уровня остается воздействие "разводного" фактора на имидж Путина как президента. В разведенном главе государства некоторые специалисты видят идеального супруга для "отечества". "Утвердится образ президента, который работает на страну, думает о стране и женат на ней", - подчеркивает в комментарии для РИА "Новости" политолог Владимир Слатинов. От реализации именно такого сценария эксперты ждут некоторого рейтингового прироста (не считая вариаций на тему "Холостой Путин станет популярнее у женщин-избирателей"). Зато широко обсуждаемая возможность нового президентского брака – особенно в условиях, когда большинство упоминаемых "претенденток" намного моложе самого "жениха" – может восприниматься уже не настолько приветственно. Хотя и здесь многое зависит и от симпатий, и жизненного опыта оценивающей ситуацию аудитории: одни избиратели не готовы одобрить подобный шаг, другие, напротив, могут увидеть в нем особую доблесть, "омолаживающую" образ главы государства. Но пока пресс-секретарь Владимира Путина заявляет, что перемены так далеко не зайдут. "Совершенно нетрудно даже неопытным взглядом посмотреть на рабочий график Путина, и вы поймете, что его жизнь никоим образом не связана с какими-то семейными отношениями. Она связана только с той ответственностью, которую он несет как глава государства", - заявил Дмитрий Песков, уточняя, что "другая женщина" – это исключительно "слухи и пересуды".
Помимо сугубо семейных перемен некоторые наблюдатели не прочь увидеть за житейским решением и куда более широкий политический контекст. В таком случае развод президента РФ расценивается то как признак готовности "системы" к обновлению, то как признак торжества "нетрадиционных", но обыденных ценностей. "Вероятно, признание — это самое простое, в чем можно было пойти навстречу недовольной общественности, своего рода намек, что от чего-то он готов отступить", - посчитал научный руководитель петербургского Агентства социальной информации Роман Могилевский. Теоретически подобные интерпретации (ввиду российских реалий возрастающего недовольства части общества) могут зайти и далеко, и глубоко. Ясно одно – в государстве, настолько "лидероцентричном" и традиционно ориентированном, как Россия, "просто развод" президенту дастся совсем непросто.