СБУ разоблачило систему получения взяток в "Укрзализныце" [ Редагувати ]
Ну а пока министр и глава компании выясняют отношения - в самой "Укрзализныце" процветают коррупция. На этой неделе СБУ и прокуратура разоблачили очередную схему получения взяток - настоящую коррупционную пирамиду.
И это - один из тысячи способов незаконного заработка на украинских железных дорогах. Тему продолжит Инна Томина.
И эта неделя - не исключение! Генпрокуратура ДВАЖДЫ проводила обыски в офисе "Укрзализныци" - по делу о растрате государственных денег! Чиновники ведомства - на миллионы закупили некачественных запчастей!
"Зловживання, сумми у кримінальному провадженні - вони досліджуються на сотні мільйонів", - говорит Александр Цилюрик, прокурор ГПУ.
Но это - лишь капля в коррупционном море отмытых денег! А у руководителей - даже целые ванны налички находят! Как у бывшего зама - Максима Бланка. У него дома силовики нашли столько денег, что устали пересчитывать даже на машинке! Правда, позже Бланк оправдывался - все заработано честно.
Вот скромный домик с башенками на 300 квадратов - за скромным каменным забором - в тихом месте под Киевом. С видом на лес и озеро. Такую обитель на невысокую зарплату госслужащего смог построить - бывший директор грузовых перевозок Укрзализныци. Хотя официально - все записано на дочь-миллионершу.
Иван Федорко - прославился на всю Украину - после пьяной аварии.
Замять ситуацию пытался - с помощью взятки!
"- Левин - С этим разберется полиция. Не я !!!"
После резонансной аварии - Федорко уволили. Но если бы не скандал - бывший чиновник вряд ли уступил бы кому-то удобное кресло. Не смотря на громкие задержания - серьезных кадровых чисток в Укрзализныце нет! Хотя - обещали. Год назад нова команда зашла в компанию - под лозунгом "победить коррупцию":
"Корупція неймовірна, я в шоці... ", - говорит Войцех Балчун, глава правления ПАО "Укрзализныця".
"- Від самого початку я бачу тільки схеми які сприяють корупції. Практично мільярди гривень у мастабах року ми втрачаємо, які насправді повинні були використовуватись для фірми".
"- Изначально я вижу только схемы способствующие коррупции. Практически миллиарды гривен в масштабах года мы теряем, которые на самом деле должны были использоваться для фирмы".
Но пока - до заметных улучшений далеко. А польский руководитель - то и дело выясняет отношения с профильным министром!
"Де прозорість компанії? Що з корупцією? Зараз ми чекаємо звіту. Контракт припинився 5 червня, тому перебування його на цій посаді з юридичної точки зору дуже цікаве", - говорит Владимир Омелян, министр инфраструктуры Украины.
А пока - руководители обмениваются любезностями, локомотив коррупции в Укрзализныце - набирает скорость! Ведь разогнаться есть где!
"- По объемам грузоперевозок украинская железная дорога занимает четвертое место на континенте! Уступает только - гигантам - Индии, Китаю и России".
За последние полгода железнодорожным транспортом в стране перевезли почти 90 млн тонн грузов.
Это почти 80 процентов - всех грузоперевозок в стране! И просто огромное поле для махинаций. По железной дороге везут все - металл, зерно, стройматериалы, нефть, кокс, руду, уголь и удобрения. А многие причастные - наживают состояния в тени.
"Руководитель департамента он минимум оперирует цифрами в миллиарды гривен, поэтому каждый из данных лиц не просто так получет должность. Взятки на железной дороге не даются в сумке - потому что физически сумму эту невозможно перевести - все идет по безналу. Первая схема - это завышение стоимости оказания услуг, стоимости поставки товаров", - говорит Виктор Медвидь, эксперт в сфере финансов.
Все схемы - отработаны годами! На бумаге - стоимость услуги одна, в реальности - другая. Невидимый ремонт за солидные государственные деньги. Или производство - уникальных запчастей.
"То есть кто-то придумал какую-то придумку, какую-то деталь, она сертифицирована внутри УЗ , все остальные детали подобные - сертификация по ним отменена либо не сделана. Яркий пример - это крепление между шпалой и рельсой. Есть такое крепление пружинное, оно в Украине в три раза завышено по сравнению с соседними странами", - говорит Владимир Шульмейстер руководитель направления инфраструктуры в Украинском институте будущего.
При этом теневые схемы - заработка в Укрзализныце даже после создания Прозорро не стали полностью прозрачными. Коррупционеры - быстро приспособились. И поняли: главное - правильно прописать критерии. Вот и получается - к примеру: фирма-однодневка побеждает в 26-ти из 28-ми тендеров!
"Прозорро не може боротися з тими випадками коли дійсно замовник таки хоче віддати закупівлю саме тому якомусь виконавцю. Він прописує тендерну документацію саме так, шоб перемогла та чи інша компанія", - говорит Владимир Даценко, руководитель проектов "ЖД без коррупции".
Распределение парка грузовых вагонов - еще одна жирная составляющая теневого заработка. Монополист сам решает - кому, когда и сколько давать. Например, зерновозов в пик сезона.
"Чем больше дефицит вагонов - тем больше естественно есть коррупционная составляющая связана с тем , что за подачу вагонов требуют доплату "кэшэвую" . По слухам 15-го года, эти доплаты были по 200 гривен за вагон в сутки", - говорит Владимир Шульмейстер, руководитель направления инфраструктуры в Украинском институте будущего.
"Разгрузите меня быстрее - вот вам деньги. А если речь идет о эшелоне там в сто вагонов с миллионами тонн грузов. Опять же неофициальные перевозки", - говорит Виктор Медвидь, эксперт в сфере финансов.
Ежегодно из Укрзализныци - вымывают колоссальные деньги. И при этом - у компании не остаётся средств даже на текущий ремонт составов!
"Есть риск того, что 2 - 3 года и УЗ может в принципе стать, потому что: - нечего будет толкать - нечем будет толкать, и не по чем будет толкать", - говорит Владимир Шульмейстер, руководитель направления инфраструктуры в Украинском институте будущего.
При этом в компании находят три миллиона на ремонт... вертолета, которым когда-то летал Янукович. Укрзалиныця - компания контрастов. Официально почти нищее ведомство, где успешно сколачивают состояния госчиновники.