Открывается восточная экспозиция музея Ханенко [ Редагувати ]
Музей искусств Богдана и Варвары Ханенко среди киевских музеев выделяется органичной, изысканной фактурой и экспозицией, которая, впрочем, длительное время оставалась логически незавершенной и односторонней. Ведь после длительного ремонта, длившегося с середины 1980-х до 1998 года, свое место в стенах отреставрированного особняка Ханенко нашла только западная часть коллекции. Восточному искусству пришлось ожидать дополнительных площадей. Благодаря усилиям работников музея они нашлись в соседнем доме на Терещенковской.
С отбором экспонатов и концепцией проблем не было - в принципе она была готова еще десять лет назад и апробирована на нескольких тематических выставках. А вот реставрационные работы продвигались очень медленно. Ускорить дело помог, как всегда, официальный повод. Когда формировалась программа "Киев - европейская столица", чиновники из горгосадминистрации подверстали под ее открытие восточную экспозицию Музея Ханенко. А тут еще и 15-летие Дня независимости... Однако "ханенковцы" решили отойти от "датской" традиции украинского музейного дела и не штурмовать подготовку новой экспозиции. Поэтому ценителям восточного искусства придется подождать до первой декады сентября.
Цветные пароли восточного мира
Теперь же в четырех залах ("буддийском", "мусульманском", "китайском" и "японском" продолжается творческий музейный процесс. Научные сотрудники вместе с дизайнерами думают, как целесообразнее разместить на этой площади около 700 отобранных экспонатов. По меркам Эрмитажа, Лувра или московского Музея народов Востока - это, конечно, очень мало. Но такой камерный масштаб и качественный отбор вещей, возможно, больше будет импонировать современному человеку. Ведь так можно увидеть срез художественного ландшафта Азии без риска эстетического перенасыщения.
Основу музейных фондов и, соответственно, экспозиции составляют приобретения Богдана Ханенко. Часть вещей поступила в 1920-х годах из Лаврского музейного городка, а также в 1950-70-х годах из фондов центральных музеев СССР, когда существовала практика их "разгрузки". Поступления 1990-х - это, в основном, одиночные подарки от меценатов.
В построении экспозиции научно-системный принцип совмещен с сугубо эстетическим. Каждый из залов имеет свой цветной "пароль". Оранжевый (цвета одежды ламаистских монахов) зал охватывает большой ареал северного буддизма, включая Тибет, Непал, Монголию, Бурятию и Калмыкию; для китайского зала подобрали красный - любимый цвет художников и императоров Поднебесной. Зал мусульманского искусства, понятное дело, зеленый; японский зал погружен в созерцательный синий.
Практически вся экспонатура буддийского зала - ритуальные предметы тханка (буддийская икона на шелке), ритуальные музыкальные инструменты канлинги (подаренные в свое время известным исследователем Востока Петром Козловым Николаю Рериху), маски ламаистской мистерии Цам. Есть и достаточно редкие предметы, например, чаша из человеческого черепа (подарок музею от Виктора Новицкого, австрийского врача украинского происхождения).
Буддийское сакральное искусство, безусловно, потребует от зрителя определенной подготовки. Зато в китайском зале можно дать покой мозговым "чакрам". Тут взгляд могут порадовать расписные фарфоровые вазы, пластика изобретательной посуды (пища для эстетов) или прозрачность и легкость живописного ряда с приглушенными цветами и изысканным кружевом композиций. Все эти всадники, мудрецы и горные вершины, окутанные тучами и туманами, символизирующими дыхание Дао, успокаивают, как созерцание струй воды. Большинство картин - подражания XVI-XVII в. из произведений знаменитых пейзажистов XI-XII в. Ма Юаня и Ся Гуя.
Кстати, с китайской живописью, как высказался сотрудник музея Евгений Осауленко, "возникли баталии", ведь вещей подобного плана в фондах хватит на все четыре зала. Хотя большинство из них имеют высокую ценность и в научном, и в эстетичном смыслах, но выставлять придется, наверное, посезонно.
Западно-восточный диван
В мусульманском зале придется перестроить свое восприятие на хрупкие узоры арабесок и миниатюр к текстам Корана. Экспозиция зала будет состоять, в основном, из произведений декоративного искусства и книжной миниатюры. Музей имеет достаточно представительную коллекцию этого жанра, самая ранняя вещь датирована XIII в., это "Сцена в аптеке", образец арабско-месопотамской миниатюры из трактата "Список Диаскорида". Основу экспозиции мусульманского зала составляет персидская миниатюра XV-XVI в. с довольно редкими как для этого вида искусства антропоморфными изображениями. Есть в коллекции музея и произведения именитых арабских авторов, в частности - Ризе Абасси и его последователей. Это уже ХVII-XVIII в., когда миниатюра превращается в небольшую "станковую" картину. Кстати, работы школы Абасси, где органически совмещены эстетические влияния европейской гравюры и китайской живописи, свидетельствуют о том, что проблема восточного и западного культурных влияний не является исключительно украинской дилеммой.
Ну а в японском зале, кроме японской гравюры, существенно повлиявшей на многих европейских художников конца ХІХ - первой половины ХХ в. можно будет увидеть аутентичные нэцке. И первое, и второе стало японским брендом, но колоссальная растиражированность этих произведений несколько отдаляет современного ценителя искусства от культурного контекста и творческих источников, из которых родились эти художественные феномены. И вот теперь музей позволяет приобрести этот опыт подлинности.
Николай Скиба