Какие компромиссы необходимы для того, чтобы Верховная Рада утвердила поправки к Конституции? [ Редагувати ]
Президент Украины назначил министром Кабинета Министров Владимира Яцубу, освободив его от должности Государственного секретаря Кабмина.
Яцуба занимал этот пост с мая 2001 года. Ранее он работал первым заместителем правительственного секретаря, первым заместителем главы Администрации Президента, а также первым заместителем министра Кабмина.
Напомним, институт госсекретарей был ликвидирован, чтобы создать более благоприятные условия для проведения политической реформы. Какие еще компромиссы необходимы для того, чтобы Верховная Рада утвердила поправки к Конституции? Похоже, что речь может идти о предложении президента принимать законы на референдуме.
Идея принимать законы на референдуме - не украинское ноу-хау. Именно так происходит, к примеру, в Швейцарии. Опыт этой страны и предложил перенять Президент. Причем, речь шла о референдуме прямого действия - в этом случае утвержденный всеобщим голосованием закон не нуждается в одобрении парламента.
Украинцам это идея нравится. По данным социологов, законы на референдуме готовы принимать от 45-ти до 49-ти процентов опрошенных. Против - почти вдвое меньше. Правда среди предложений, отправленных участниками общественного обсуждения в Минюст, противников референдума прямого действия было больше. Категорически против - и большинство депутатов.
Кстати, не только потому, что парламентарии, по сути, могут оказаться без работы. Есть и вполне рациональные аргументы - ведь каждый закон проходит несколько стадий обсуждения - так называемых чтений, в ходе которых депутаты могут вносить поправки - иногда их набирается несколько сотен. Ничего подобного во время референдума быть не может - граждане должны ответить "да" или "нет" и закон по сути должен приниматься в неотшлифованном виде. Поэтому не удивительно, что против референдума прямого действия выступают даже те фракции, которые поддерживают большинство предложений президента.
Владимир Рыбак, народный депутат Украины: "Видимо, есть вопросы, по которым надо советоваться путем референдума. Но, это не значит - что по всем вопросам, или это дело - обязательное".
Юрий Костенко, народный депутат Украины: "Це питання вже врегульовано Конституцiєю, де записано, що єдиним законодавчим органом в державi є парламент. I, саме для цього виборцi надсилають в цей орган своїх представникiв. Щоб вiн фахово працював над законодавством".
Не в восторге от идеи принимать законы на референдуме и политологи.
Алексей Толпыго, политолог: "Коли приймається складний закон. Якщо вiн приймається парламентом, то вiн завжди приймається в трьох читаннях. А референдум в трьох читаннях - неможливий. Тож - тут є досить серйозні проблеми".
Впрочем, и вовсе отказываться от референдумов ученые не советуют.
Иван Курас, вице-президент НАНУ: "Трошки було б принизливо для народу, коли б ми вiдмовляли у правi висловити свою думку. Навiть, якщо в чомусь вона була б незрiлою. Але, то була б думка цього народу на тому рiвнi, на якому, i правосвiдомостi в тому числi, на якому вiн на сьогоднi перебуває".
Вполне возможно, что референдум прямого действия не войдет в число конституционных поправок. Хотя в будущем политикам придется подумать над тем, как создать механизм, с помощью которого обычные граждане смогут более активно участвовать в законотворчестве.