Автопромышенность США не выдерживает кризиса [ Редагувати ]
Американский автопром - не выдерживает удара финансового кризиса. В сентябре продажи автомобилей в США - снова катастрофически упали. И лидеры здесь - некогда гиганты американской автопромышленности - Дженерал Моторс и Крайслер. Как пытаются спасти автопром США - выяснял Максим Драбок.
Максим Драбок, корреспондент:
- Еще месяц назад здесь был большой автосалон одного из китов американского автопрома компании "Дженерал Моторс". Здесь стоял шикарный кабриолет - там внедорожник, а теперь а-а-а - эхо былого величия и славы.
Это называется "созидательным разрушением" - одни компании умирают, и на их место приходят новые. Не так давно все летали на "Пан Американ". Компании больше нет, но это не значит, что не на чем летать - говорят те, кто считает банкротство гигантов автопрома - закономерным процессом. Они выступают против предоставления кредитов таким компаниям - мол предприятия потратят деньги и не реформируются. Два кита американского автопрома идут на дно. Продажи Дженерал Моторс и Крайслера в сентябре уменьшились почти наполовину. Еще в феврале Администрация Барака Обамы, спасая компании, предоставила им субсидии. Благодаря этому американский автопром еще держится на плаву.
Алан Ройтер, директор Объединенного союза работников автопромышленности США:
- Удалось сохранить не только сотни тысяч рабочих мест, но также пенсии и медицинские страховки для миллиона сотрудников. Администрация приняла абсолютно правильное решение - вмешаться и предоставить помощь для реструктуризации.
Нынешний обвал продаж эксперты называют - следствием госпрограммы "Наличные за автохлам". Ее запустили летом и по условиям проекта, каждый, кто утилизировал старую машину, при покупке новой получал скидку до четырех с половиной тысяч долларов. Программа обошлась бюджету в 3 миллиарда долларов, и было продано до полумиллиона новых машин. Правительство демократов довольно. Республиканцы же негодуют. Боб Томпсон - автор так называемых "воплей" в Интернете - острой критики действия администрации Обамы.
Боб Томпсон, житель Нью-Йорка:
- Это - насмешка! Правительство берет 4 с половиной тысячи долларов моих денег и отдает кому-то на покупку новой машины. Вы в своем уме? Что дальше? Что дальше? Что дальше?
А дальше - возрождение, уверяет главный эксперт по американскому автопрому Стивен Раттнер. Он возглавлял специальную группу в администрации Обамы по восстановлению автоиндустрии, но недавно подал в отставку. Официальная причина - решил покинуть Вашингтон и снова жить с семьей в Нью-Йорке. У Стивена - четверо детей.
Стивен Раттнер, бывший глава группы по оздоровлению автоиндустрии:
- Чтобы возродить американские автокомпании, необходимо время. Но ощутимый прогресс, после того, как были предоставлены субсидии, - все таки есть.
И автодилеры терпеливо ждут. Не на камеру признаются, что большинство клиентов, взявших машину по программе "Наличные за автохлам", вскоре возвращали американские авто, а взамен брали модели зарубежных брэндов, в основном японских. Так что американский автопром по-прежнему требует спасения. Эксперты говорят, что выйти из кризиса он сможет не раньше чем через 2 года.
Максим Драбок. Игорь Антонюк. Американское бюро телеканала "Интер".