Минздрав убивает больных гемофилией украинцев [ Редагувати ]

На грани жизни и смерти. Не смотря на многочисленные обещания чиновников от медицины, неизлечимо больные уже почти год не видят лекарств. Насколько опасен этот дефицит и когда он закончится - в материале Ирины Романовой
Стоимость препаратов от гемофилии Наталья знает назубок. Почти год женщине приходится покупать их для сына за свой счет. Лекарствами таких, как Артем, должно обеспечивать государство. Но из-за возни с передачей тендеров международным организациям чиновникам, похоже, не до больных.
"Мы с того света доставали его уже три раза. В этом году. У него было два раза забрюшинное кровотечение и один раз кровотечение полости рта - язык кровил. обратились в больницу - сказали: лекарства нет", - говорит Наталья, мама больного гемофилией.
Покупали, говорит, в аптеках и на черном рынке. В день минимум на 20 тысяч гривен. Артема спасли добрые люди - перечислили деньги на счет, открытый родителями. Но так повезло не всем.
"За этот год умерли дети-гемофилики? - Да. Почему-то взрослая гемофилия проходит закупку классически, а детская - через международные организации. Это одни и те же препараты", - говорит Александр Шмило, председатель правления Всеукраинского общества гемофилии.
Изменить схему закупки лекарств за бюджетные деньги Минздрав заставили из-за коррупции при проведении тендеров. И в этом году часть госпрограмм для борьбы со СПИДом, туберкулезом, гемофилией, онко- и гепатитами - передали международным организациям.
Мол, те же препараты они смогут купить намного дешевле. Минздраву понадобилось полгода, чтобы подписать договоры с ЮНИСЕФ, про ООН и британским агентством "Кроун". А две недели назад глава ведомства заверил: торги вот-вот начнутся. Но взбунтовались отечественные фармпроизводители.
Говорят, могут предложить треть необходимых препаратов. Не дороже импортных. Но попасть на тендер невозможно.
"Международные организации говорят: у нас есть положение, что мы можем закупать у тех предприятий, которые проверил ВООЗ. Квалификация ВООЗ длится год, полтора, два. У нас качество выше, чем аттестовано ВООЗ, потому что мы вошли в 46 стран мира. Это европейский, американский Gmp сертификат.
Дайте нам работать! Мы же налоги платим", - говорит Валерий Печаев, глава Объединения организаций работодателей медицинской и микробиологической промышленности Farma.
Фармпроизводители обратились к президенту, премьеру и парламенту. Если их не услышат, 25 ноября обещают выйти на митинг к Минздраву и Кабмину. Ответа ждут не только они. Но и международные организации. ЮНИСЕФ, например, передала Минздраву смету на препараты. Сумма - 27 миллионов долларов. Деньги пока не получила.
"Как только средства поступают на счет ЮНИСЕФ, наш центральный офис в Копенгагене - объявляет тендер по всему миру. Препараты, которые мы будем закупать в Канаде, Франции, Бельгии и Болгарии, зарегистрированы в Украине и преквалифицированы Всемирной организацией здравоохранения", - говорит Джованна Барберис, руководитель представительства ЮНИСЕФ в Украине.
Сказать, когда именно завезут медикаменты, в ЮНИСЕФ не могут. Впрочем, как и в Минздраве.
"Какая-то часть лекарственных средств будет закуплена и доставлена в этом году. Международные организации не отрицают тот факт, что они будут закупать частично и в Украине", - говорит Игорь Перегинец, замминистра здравоохранения Украины.
"Уже наигрались в эти международные закупки, играйте, делайте, но лекарства должны быть уже сегодня. Вчера человек возле Киева умер от кровотечения от гемофилии", - говорит Виктор Сердюк, президент всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов Farma.
К тому же, закупленные по новой схеме лекарства обеспечат лишь треть необходимого. На большее у государства просто нет денег.
"Это существование, а не жизнь. Если государство не сможет нам помочь, гемофиликов в Украине не станет", - говорит Артем, больной гемофилией.