Украина получит транш после выполнения "домашнего задания" - представитель МВФ (эксклюзив) [ Редагувати ]

В высоких киевских кабинетах уверены - новый транш МВФ практически у нас в кармане. Миссия Фонда уехала, проработав здесь больше недели, основные позиции согласованы. Вот только какой "домашнее задание" должна выполнить Украина - чтобы уклончивое "да" в очередной раз не оказалось уклончивым "не сейчас", или - того хуже - категоричным "нет". Мнений много, но чтобы выяснить это из первых уст я встречаюсь с Жеромом Ваше - представителем МВФ в Украине.
Good evening, bon jour, доброго дня.
Доброго дня.
Месье Ваше в Украине ровно три года - прибыл в страну в мае 13-го года. И с тех пор он стал желанным собеседником для одних, и - объектом критики для других.
Политики часто критикуют Фонд - кто за дело, кто действительно против МВФ, кому-то просто рейтинги нужны. А что Вы лично чувствуете, когда слышите эту критику?
Я видел это и в Украине и в других странах, но у вас мы увидели и то, что экономический популизм здесь вовсе не доминирует. Мы просто хотим увидеть, что страна вышла из зоны турбулентности, что экономический рост здесь - куда стабильнее, а выгоду от него получает общество, а не только ограниченный круг людей.
Деньги от МВФ страна в последний раз получила в августе 15-го. 1 и 7 миллиарда долларов. А дальше - более чем многозначительная пауза. Почему - версии были разные. Мол, из-за того, что депутаты с бюджетом тянули. А потом - бесконечная история с отставкой правительства тоже не додавала стране баллов. Так ли это? Ответ получим из первых уст.
В чем причина этой задержки, когда транш заморожен уже почти год? Является ли политическая нестабильность частью ответа на этот вопрос?
У нас начали возникать опасения - что те, кто в этом кровно заинтересованы, стали работать против реформ, потому что эти реформы угрожали их интересам или денежным потокам. Мы это увидели и при реформе госпредпритятий, и при приватизации, и в энергетике. Отставка министра экономики тоже вызвала у нас опасения - что может быть сопротивление реформам.
Как кредиторы, мы хотели видеть, что есть команда, которая действительно способна придерживаться определенных подходов, что есть политическая стабильность, которая помогает выполнять свои обязательства.
Вы видите такую команду и приверженность реформам сейчас?
Мы будем судить об этом не только по обещаниям, но, что более важно, по действиям, предпринятым для проведения реформ. Мы посмотрим на политику, которая будет проводиться в следующем месяце. Вот что мы будем оценивать, вот на каком основании Совет Директоров примет окончательное решение - выделять ли транш.
Я правильно понимаю, что у Украины есть "домашнее задание", которые нужно выполнить до конца июня. И если его выполнят, то заседание Совета директоров по Украине состоится уже в июле?
Обычно для того, чтобы получить транш, правительство берет на себя обязательства - выполнить некоторые действия. Если этих действий нет - заседание Совета Директоров просто не состоится. И действительно, есть немало "домашних заданий", которые надо выполнить до этого заседания, чтобы исполнительный совет МВФ мог оценить cпособность и желание властей осуществлять реформы.
В чем состоит это "домашнее задание" Жером Ваше сказть мне в интервью не может - в Фонде обсуждать такие детали просто не принято. Но по нашей - нефоициальной информации - полученной и в Киеве и в Вашингтоне - для страны названы 6 задач. Реформа "Нафтогаза", пенсионная реформа, бюджетный дефицит не должен превышать 3,7 процента, свои требования к фискальной политике и к проблемным банкам. А еще - есть шестое требование. Не экономическое, но, похожен, основное. Борьбе с коррупцией.
Борьба с коррупцией, насколько она важна для получения нового транша? Многие дипломаты заявляли о необходимости перемен в Генпрокуратуре - Вы за ними тоже следите?
Для нас коррупция в Украине - вопрос, который я бы назвал "макро-критическим". Ведь это - препятствие для устойчивого экономического роста в будущем. Это глубокая проблема, которая не решалась годами - и на решение которой может потребоваться время. Мы сосредоточились на нескольких направлениях, где могли бы помочь, а другие доноры сосредотачиваются на других проблемах. Мы поддерживаем деятельность Национального антикоррупционного бюро, отстаиваем электронные декларации, меры по борьбе с отмыванием денег. В энергетике - разница в тарифах была источником коррупции. В финансовом секторе - хватало слабых банков, которые их собственники использовали для финансирования собственного бизнеса - в ущерб вкладчикам.
Реформа генеральной прокуратуры тоже - важное задание. Но перемены нужны не только там, а и в других агентствах - тоже. Той же налоговой службы.
Вопрос, который я не могу не задать - пенсионный возраст. Болезненный вопрос. Известно, что МВФ рекомендовал его повысить. Известно, что Украине не соглашалась, а на днях министр финансов заявил, мол, тема уже не обсуждается. Но что думают в самом МВФ?
Могу ли я узнать Ваше мнение и как эксперта и как представителя МВФ в Украине - стоит ли этот вопрос на повестке дня?
Первое, что нужно сделать - это признать, да, есть серьезнейшие проблемы в пенсионной системе. Большой дефицит, в 2-3 раза больше, чем в Европе. В то же время все знают, обычный пенсионер получает не так и много. И ситуация не исправить, просто "урезая" пенсии. Вот почему мы настаиваем на пенсионной реформе. Мы рекомендуем не создавать новую систему - просто усовершенствовать старую. Мы просили украинские власти дать нам на рассмотрение все варианты.
Я Вас правильно понял, что идею повышения пенсионного возраста до сих пор не сняли с повестки дня?
Скажу так - мы советуем правительству рассматривать все варианты для решения этой очень серьезной проблемы в пенсионной системе.
По Вашим ощущениям, мы близки к решению Совета директоров о новом транше?
В конце июня мы дадим оценку - учитывая очень конкретные шаги, то, что было достигнуто в предыдущие несколько месяцев, новую политику и новые показатели. Мы учтем обязательства, которые Украина взяла на себя. Это комплекс вопросов, который будет рассмотрен.
Но мы на правильном пути, по крайней мере?
Я надеюсь, что мы продолжим движение по правильному пути.