Рыбачук: Я бы советовал Порошенко посмотреть на судьбу Тигипко - это должно стать уроком [ Редагувати ]

Последние кадровые перестановки в структуре власти сделали одним из самых влиятельных людей в правительстве нового министра финансов Юрия Колобова. Колобов, перешедший на этот пост из Нацбанка, ранее работал в обоих государственных банках - в частности, до июня 2008 года возглавлял казначейство Ощадбанка. Профессиональными и человеческими качествами главы Минфина мы решили поинтересоваться у Олега Рыбачука, который работал в те времена председателем наблюдательного совета банка, но оказалось, что за все это время Рыбачук по работе с загадочным Колобовым не сталкивался. Однако это не помешало одному из видных представителей "оранжевой команды" высказать свои мнения относительно этого и других назначений и укрепления во властной вертикали роли президентской Семьи, пишет Главком.
- Не пересекались ли вы во время работы в Ощадбанке с новым главой Минфин?
- Я посмотрел на его фотографию и мне, как человеку, который работал на таможне, показалось, что Колобов физиономически похож на сыновей Януковича. Такое впечатление было, что подобрали сынка. С профессиональной же точки зрения ничего не могу сказать - ни хорошего, ни плохого. Не помню его по работе.
- С одной стороны, мы сейчас видим своеобразное омоложение власти, с другой - многие из этой талантливой молодежи ассоциируется с так называемой Семьей ...
- Для меня это свидетельство серьезного кризиса президента Януковича, поскольку, как правило, люди обращаются к семье в критические моменты. И это - не омоложение. Омоложение мы видели в Грузии и Балтии, где кадры выращивают - это публичные персоны с западными образованиями, и никогда, как у нас, не привязывают к каким-то группировкам и фамилиям. А у нас на должности ставят людей, которые этим должностям обязаны исключительно своим связям, а не образованию и каким-то достижением. Идет целенаправленное размещение своих людей на ключевых финансовых постах.
- Какие последствия будет иметь то, что Нацбанк и Минфин сейчас фактически оказались в руках одной группы?
- В стране, где все сконцентрировано в одних руках, это грозит, в первую очередь, тем, кто все сконцентрировал. Если говорить серьезнее, то Нацбанк и Минфин должны сотрудничать, но у них противоположные задачи - министерство заинтересовано, чтобы у него были определенные ресурсы, которых всегда не хватает, а Нацбанк ожидает от правительства программы, бюджет, бюджетный дефицит и макроэкономические показатели. Но опять же ответственность сводится к одному центру, одной фамилии, одной семьи. И перестановками чиновников никого не убедишь, что это не так.
- Просто, скажем, в отношениях Арбузова и Ярошенко не все было гладко, и конфликты между Нацбанком и Кабмином даже выходили наружу.
- Такие конфликты и должны быть - это естественно. Просто у нас институциональные вещи всегда переплетаются с командными и клановыми, с личной неприязнью. Основная задача тех, кто стоит за всем этим, - конвертация бюджетных средств в личные. И они эту задачу будут выполнять, прислушиваясь только к одному человеку, который будет нести за все ответственность. Янукович должен полностью осознавать то, что это - его и его семейного клана решения, а не Азарова и не Верховной Рады. Если будет позитив, то - слава Богу, мы будем иметь своего "любимого вождя". Но скорее всего позитива не будет, потому что очень много средств разворовывается. И борьба с коррупцией невозможна, потому что основная коррупция идет от того, кто имитирует борьбу с ней. Поэтому последствия будут неприятные, и в первую очередь неприятные для одного института - института президента и для одного человека - президента Януковича.
- Где в нынешней схеме господин Хорошковский, который, несмотря на высокий пост, лишенный реальных рычагов?
- У Хорошковского - промежуточная роль. Он, наверное, видит себя следующим премьером или президентом. Но у нас же был "будущий президент" Тигипко. Мы видим, как некоторые молодые ребята считают, что могут взять Господа за бороду. Хорошковский пошел этим путем и отвечает сейчас за евроинтеграцию. Президент уже подписал стратегию сотрудничества с ЕС и дал поручение относительно будущего подписания соглашения - такое впечатление, что они не читают газет, не смотрят телевидение и не слышали официальных заявлений ЕС после приговора Луценко. Я давно не помню таких раздраженных заявлений европейцев.
Напомню, что по Беларуси недавно было принято решение добавить в "черные списки" невыездных белорусских чиновников еще и тех бизнесменов, по которым есть коррупционные пути. Это - прямой намек почти на весь наше правительство, что является самым богатым в Европе, и на замораживание счетов этого коррупционного бизнеса. А это уже очень серьезно. Это уже не желтая, а красная карточка, показанная такой схеме семейного бизнеса и олигархических кланов. Наступает определенный предел, когда дурака валять уже достаточно, потому что идет откровенное раздражение мира. Я встречаюсь с дипломатами, и вижу, что терпение лопнуло, и жесткость будет только расти. И на неуклюжее заявление нашего МИДа относительно господина Тейшейры ответ со стороны Европы был очень жестким ...
- Можно сказать, демарш.
- Это очень жесткий демарш, но сначала была большая глупость со стороны нашего министерства - очень примитивная игра. Очень примитивно было считать, что ЕС - прагматичный и все понимает, а посол разбушевался, и мы с ним сведем счеты. Более резкого и прямого ответа Европы я вообще не помню за всю историю Украины. С другой стороны, я не помню и чтобы наш МИД так разговаривал с ЕС. И в это время президент дает какие-то поручения парафировать соглашение ...
- Если вернуться к недавним назначениям, то не считаете ли вы, что Хорошковский на каком-то этапе может вступить в конфликт с "семейными"?
- Сейчас близость этих двух мальчиков - Арбузова и Колобова к Семьи гораздо выше, чем в Хорошковского. Последний - более ситуативный союзник. И министр финансов будет делать то, что ему скажет Семья, а не Хорошковский. Поэтому Хорошковский в сложной ситуации - он действительно получил большую ответственность. Вспомним, что у него была амбиция объединить вице-премьерскую должность с главой Минфина, как в свое время у Азарова, и объединить налоговую и таможню. Вот был бы кулак. А так - что у вице-премьера? Пара секретарш и помощников - вот и вся команда. Вся же реальная вертикаль в руках у министра, который будет прислушиваться только к сигналам Семьи. Опять все возвращается обратно на Банковую.
- То есть Петр Порошенко правильно делает, что не спешит сейчас идти во власть?
- Дыма без огня не бывает, и видно, что Порошенко какие-то дорожки туда протаптывал. Но он стремился стать министром иностранных дел. Мне трудно что-то этим людям советовать - я бы на их месте вел себя совсем иначе. Но у них есть бизнес, какие-то расчеты ... Однако я бы советовал Порошенко посмотреть на долю Тигипко - это должно быть уроком для других.
- А не кажется ли вам, что власть, привлекая Порошенко, пытается дать позитивный сигнал той же Европе, где он на хорошем счету?
- Очевидно, что хочет, но это - не очень эффективный шаг. Порошенко же предлагали пост министра экономики, которая мало того что без особых рычагов влияния, так АП еще и получила право назначать заместителей - по сути, "смотрящих". В данном случае для власти это - более внутренний вопрос.
- Не кажется ли вам, что в нынешних напряженных условиях дефицита ресурса у властей не останется другого выхода, кроме как начинать зажимать большой бизнес - тех самых олигархов?
- Зажимать самого себя - довольно больно, потому крупнейшие олигархи сейчас хотят стать представители клана Януковичей. Именно президентская Семья, сейчас стремительно ворвалась с позиций дантистов на более высокие, является совокупным большим олигархом. С другими они, конечно, будут бороться, потому что ресурса не хватает, но это - подковерная борьба. Системная борьба с олигархами делается по-другому: поощрением конкуренции, прозрачными государственными закупками, понятными решениями Кабмина ...
Мы этого не видим. Может быть разве что перераспределение. Я много езжу по стране и те "македонцы", как называют "Макеевский-донецких", реально пошли по городам и местечкам и более-менее привлекательный бизнес просто забирают. Причем информацию они получают через налоговую. В Одессе, Черкассах, Днепропетровске только и слышно, что что-то забрали "македонцы". И зашли так далеко, что надо уже забирать у самих себя, что значительно усложняет судьбу Семьи.
Януковичу не на кого опереться: народной поддержки у него нет, отношения с Россией - паршивые, с ЕС - хуже не бывает. Серьезные проблемы и с международными финансовыми институтами и вряд ли до конца года какой-то прорыв будет. И как бы ни хорохорился наш премьер, без помощи правительства будет очень сложно. Конечно, они могут заимствовать у населения, но оно сейчас наоборот забирает деньги с депозитов.
- В свое время вы руководили Секретариатом президента. Какую роль, по вашему мнению, в нынешних условиях играет руководитель этой структуры?
- Незначительную роль, которая сейчас очень преувеличивается. Он имеет определенное влияние на формально протокольные вещи. Но для меня очевидно, что стратегию и глобальную политику глава Администрации Президента не определяет. Левочкин - назначенец, его бьют со всех сторон. Есть известный тезис о наличии группы "Фирташа-Левочкина-Бойко", но если сравнить с тем, как на глазах растет Семья, то Левочкину там ничего не светит. Он - "выживала", прошел через византийскую казуистику Медведчука и Литвина. Хоть он и молодой, но полжизни прожил на Банковой, поэтому опыт у него большой. Однако с точки зрения реальной влиятельности, мне доподлинно известно, что Левочкин имеет ограниченное влияние. Глава АП - "порученец" или адъютант, который не определяет политику. Хотя и такая функция Януковичу нужна.
- Означает ли новый рабочий кабинет в Межгорье, что окружение локализует Президента и еще больше скрывает от различных "ходоков" и источников информации?
- Это было, в первую очередь, решение самого Януковича. Левочкин же не будет жить в Межигорье. Для самого Президента появилась другая коммуникационная площадка, но такого прецедента, насколько я помню, не было. У Ющенко я много раз в резиденции - у него была рабочая комната, но не протокольная. Конечно же, президенты не живут в землянках, но делать полноценный представительский офис ...
- Российский президент тоже гостей принимает в резиденциях ...
- Это - копирование евразийских традиций, возможно, постсоветских, но точно не европейских. Так не принято в Европе. Вообще такой стиль жизни руководителей государства не поощряется, наоборот, демонстрируется скромность. Греческая президент отказывается от зарплаты, чиновники ездят на электричках на работу, руководители всячески демонстрируют, что народу тяжело - и им тяжело. У нас наоборот, увы.