Германия переживает тяжелейший финансовый кризис [ Редагувати ]

Федеральный министр финансов Ханс Айхель (фото) в растерянности: он не знает, чем заткнуть финансовую брешь в 30 миллиардов евро. Именно такую сумму недоимки в бюджет 2003 года прогнозируют налоговики.
Федерация, земли и общины планируют собрать в 2002 году 440,3 миллиарда евро, что на 5,9 миллиарда меньше, чем в прошлом году. Это составляет "минус" в 1,3 процента.
Главными причинами такого неутешительного положения дел в экономике ведущей страны ЕС являются низкий уровень экономического роста, неоднократные изменения в налоговом законодательстве и недостаточная прогнозируемость влияния последних на экономику страны.
Официальный прогноз налоговых сборов на 2002 год, сделанных в мае этого года, выражал надежды налоговиков за год собрать в казну 454,8 миллиарда евро. Но уже в ноябре им пришлось признаться народу, что дела родной страны обстоят совсем не хорошо. Теперь придется мириться с суммой в 430 миллиардов. Недоимка в 14,5 миллиардов (-3,3 процента) стала, мягко говоря, холодным душем для министра финансов Айхеля, на которого много наобещавший и вновь избранный Шредер возложил непосильную задачу латания дыр в немецком бюджете.
Налог на корпорации - едва ли не единственный вид сборов, по которому был выполнен план. В начале года даже планировалось, что с корпораций удастся собрать 5,5 сверхплановых миллиардов в бюджет. Но выжать из них удалось на данный момент только "бонус" в 2,2 миллиарда и едва ли до конца года эту цифру удастся значительно увеличить.
Выше уровня прошлого года также показатель поступлений от налога на нефтепродукты, электроэнергию, табачные изделия и на страхование. Прирост составил 3,5 миллиарда евро. Но достигнута эта цифра не благодаря улучшению конъюнктуры этих рынков или прочих положительных тенденций, а только лишь посредством увеличения налоговых ставок в этих отраслях.
Но сборы с нефтепродуктов и электроэнергии все же не дотянули до прогнозированного уровня увеличения в 1 миллиард евро. Причиной тому стала всемирно-известная экономность бюргеров. В этом году они потребили на 3 процента меньше бензина, на 2,5 процента дизельного топлива и на 2,8 процента меньше электроэнергии.
Общую картину ухудшило и то, что в этом году правительство раскошелилось и на 3,6 миллиона евро увеличило объем выплат на детей. Чтобы компенсировать затраты на социальное удовлетворение многодетных сограждан налоговики вынуждены были выслушать немало брани от рядовых наемных рабочих, которых заставили платить значительно возросший налог с заработной платы.
Угнетая рабочий класс министерство финансов надеялось получить дополнительные 1,7 миллиарда евро. Да вот незадача: дополнительной подати с кровно заработанных рядовыми немцами евро собрать удалось всего-навсего 900 миллионов евро. Очередной провал объясняется тем, что уровень годового роста зарплат был на 0,7 процента ниже, чем рассчитывало (или только обещало перед выборами) правительство.
После второго подряд провала в сборе налогов Германия оказалась в глубокой финансовой яме. В течение двух лет национально-хозяйственная квота сбора налогов снизилась на 2,2 процента до 20,8 от номинального ВВП. Сравнивая сегодняшние реалии с цифрами 2000 года экономисты, наверняка, приходят к мысли о суициде: за два года федеральный бюджет недополучил 77,2 миллиарда евро.
Несмотря на все усилия минфина, трезвая оценка ситуации его же специалистами уже сегодня заставила правительство признаться 80-и миллионам бюргеров в том, что им и в дальнейшем придется затягивать пояса потуже. Тем более, что свою возможность затянуть потуже петлю на шее красно-зеленого правительства на недавних выборах они упустили. Общественность готовят к последствиям бюджетного дефицита 2003 года размером в 31 миллиард евро, но не увиличится ли эта цифра уже по ходу следующего года, сказать трудно.