5 ноября Кире Муратовой исполнилось 70 лет [ Редагувати ]
Зачастую даты, самые круглые и эффектные, становятся не более чем поводом для очередной протокольной справки: родился, учился, сделал то-то, - и наши поздравления. Однако в случае с Кирой Георгиевной все стандарты летят вверх тормашками. Потому что сама она - воистину "нетипичный случай", сплошное нарушение рамок и правил. Все время, пока она снимает, особенно последние годы, вокруг ее творчества кипят дискуссии с высочайшим градусом эмоций: каждый ее новый фильм ссорит чуть ли не насмерть критику, публику и вообще всех, кто более-менее регулярно смотрит кино. Никакого сытого благодушия, никакой корифейской успокоенности (маскирующей творческую импотенцию) - но постоянный выплеск энергии, жизнь во всех ее противоречиях и проявлениях, неусыпное напряжение интеллекта и взрывы страстей.
У Киры Георгиевны есть одно уникальное свойство, которое в мировом кинематографе было присуще, быть может, только еще Луису Бунюэлю. Обычно расцвет режиссера недолог: эффектно дебютировав, достигнув апогея в зрелом возрасте, большая часть постановщиков потом словно теряет легкость, начинает самоповторяться, идейно исчерпывается. Противоположных случаев - единицы, я их уже назвал. Муратова и на пороге восьмого десятка продолжает оставаться непредсказуемой и неотразимой: каждый ее новый фильм видимо отличается от предыдущего - и стилистически, и композиционно, и в режиссерских решениях, в каждом новом фильме открываются актерские таланты. Стоит, кстати, отметить, что в отношении актеров ошибок вообще нет - все на своем месте, даже если исполнитель эпизодический, появляется в кадре всего на несколько секунд; а самое яркое из подобных открытий, настоящий подарок Муратовой массовому зрителю - конечно, Рената Литвинова.
Более того - по последним фильмам заметно, что как будто сошлись ранняя и поздняя Муратова - периода "Коротких встреч" и "Трех историй" соответственно. Ныне на выходе - изысканные черно-белые истории, каждая из которых создана словно в своем особом, отдельном мире. Так радикализм и бескомпромиссность "Чеховских мотивов" оттеняется видимой легкостью и игровым характером последней на сегодня картины - "Настройщика". Впрочем, если сейчас начать углубляться в эти фильмы, то не хватит никакой газетной площади...
Остается лишь повторить то, что давно и многократно сказано: ни о каком угасании отечественного кинематографа и речи быть не может - пока в Одессе живет и придумывает свои новые истории эта невысокая, сосредоточенная и невероятно талантливая женщина. Собственно, она одна и заменяет весь пресловутый национальный кинематограф. А вот еще и парадокс: в той же России, на которую принято кивать, при всем их показном киноизобилии, мастера такого уровня нет - и пока что не предвидится.
Нам же, со своей стороны, остается лишь поздравить Киру Георгиевну и пожелать ей, чтобы и далее, легко и беспрепятственно осуществлялось ее главнейшее, не раз высказываемое устремление: "снимать, снимать, снимать"!