Павел Свебода: Если Украина не подпишет Ассоциацию с ЕС, ей будет сложно вернуться к переговорам [ Редагувати ]
Цивилизационный выбор между объединенной Европой и Россией предстал сегодня перед Киевом особенно остро. Несмотря на попытки режима Януковича балансировать и проводить маятниковую дипломатию между Брюсселем и Москвой, пространство для выбора уменьшено до критического.
Вместе с тем украинское общество все больше поддерживает евроинтеграционный вектор развития (рекордные за годы независимости 59%, по данным последнего соцопроса фонда "Демократические инициативы"). О евроинтеграционных перспективах государства "Тиждень.ua" поговорил с бывшим советником президента Польши по вопросам Евросоюза, директором департамента по делам ЕС в МИД его страны Павлом Свебодой, который на днях выступит в столичном книжном магазине "Є" в рамках совместного проекта "Українського тижня" и Польского Института в Киеве "Европейский опыт: Польша".
Не считаете ли вы, что нынешней украинской власти не нужна европейская интеграция как таковая, ибо она несовместима с ее системой ценностей? Может, речь идет скорее о пустой декларации и поиске баланса в отношениях с Россией?
- Действительно, украинское правительство делает все, чтобы убедить партнеров по ЕС, что оно имеет альтернативу в виде улучшения отношений с Россией или интенсивных контактов с государствами "на подъеме", особенно с Турцией и Китаем. Оно умаляет также значение системы ценностей ЕС, считая, что во времена экономического кризиса Евросоюз будет проводить соглашательскую политику, в которой демократия и уважение прав человека отойдут на второй план.
Такая стратегия является очень рискованной. Демократическая правовая система является сущностью сообщества. Без нее евроинтеграция не была бы тем, чем она является. Конкурируя с новыми мощными государствами, ЕС не откажется от демократии, ибо это его главный актив. Кто ожидает другого, тот глубоко ошибается.
Кроме того, опыт Польши показывает, какое огромное значение для модернизации экономики имеет приток иностранных инвестиций. Это они были сначала источником новых технологий и повышения эффективности в экономике страны. В случае с Украиной не найти лучшего доказательства экономической целесообразности сближения с ЕС и подписания Соглашения об ассоциации.
Закроются ли "двери возможностей" для Киева в Европе на ближайшее будущее, если он не выполнит условий, выдвинутых Брюсселем для подписания Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли (ведь есть большой риск такого сценария)?
- Дверей не закроют, но Украина потеряет много времени. Если сделка окажется отложенной на несколько лет, то по отношению к ней нужно будет снова вести переговоры. Законодательство ЕС не стоит на месте, у нас есть амбициозный проект завершения программы построения единого рынка, все это будет означать необходимость повторной оценки Соглашения с Украиной и, возможно, ее дополнения.
Между тем есть интенсивная волна заключения двусторонних торговых и инвестиционных договоренностей в мире. ЕС может быть в кризисе, но его торговая политика в ней отнюдь не находится. Мы недавно подписали документы с Южной Кореей, Сингапуром, продолжаются переговоры о соглашении с Канадой и только начались с Соединенными Штатами. Это изменит мировой баланс сил.
Украина должна занять место в первой волне новых торговых соглашений. Если она выпадет из этого потока, ей будет намного сложнее вернуться к переговорам, так как ЕС в ближайшее время будет серьезно заниматься углублением торговых отношений с другими партнерами в мире.
В свое время вы работали над институциональными реформами в Польше на этапе ее вступления в ЕС. Какие, на ваш взгляд, есть проблемы в Украине, с которыми не справиться без существенных реформ?
- Важнейшими являются институты и процедуры, имеющие непосредственное влияние на бизнес-среду. Речь идет о всем жизненном цикле компаний - от их создания до банкротства. Движущей силой польских преобразований было предпринимательство, которому обеспечили свободу способом не только либерализации, но и постепенного улучшения институциональной среды.
Огромное значение имеют система финансирования бизнеса и доступность кредитов и долговых инструментов. Но самое важное в случае с Украиной, - несомненно, борьба с коррупцией. Если мы говорим о факторах, которые больше всего отпугивают бизнесменов от инвестирования в вашу страну, то это собственно коррупция и частые изменения в законодательстве, в частности налоговом.
Почему Украина так важна для охваченной кризисом объединенной Европы, может ли она с ее постколониальными и посттоталитарными травмами и проблемами дать что-то новое для европейского проекта?
- Кризис в Европе возник, так сказать, "по ее собственному желанию" - в смысле как ошибок при создании единой валюты, так и допущении долговых проблем. Это означает, что евросообществу на время еще хватит озабоченности собой.
Но в момент возвращения в строй она будет обогащена опытом борьбы с кризисом. Уже сегодня мы видим, что ЕС становится все более конкурентным, а страны Юга увеличивают экспорт. Хотя есть, конечно, вызов, с которым Евросоюз еще не справляется: как получить общественную поддержку для проведения тяжелых и затратных изменений.
Несмотря на кризис, ЕС не меняет своего отношения к ближайшим соседям. Если бы Украина вернулась на путь интеграции в Евросоюз, она помогла бы сохранить открытый характер континентального проекта, предотвратить замыкание евросообщества в самом себе. Я не сомневаюсь, что сила Союза заключается в его внешнем воздействии. Сегодня Киев для ЕС является экзаменом на то, в какой мере последний может быть привлекательным для других.
Сегодня в вашей стране постепенно утверждается мнение, что интегрировать Киев в Европу можно и при квазиавторитарном режиме Януковича, вопреки всем фактам выборочного судопроизводства, нарушения принципов верховенства права и демократии, лишь бы Украина оставалась буфером между Польшей и Россией? Насколько продуктивной может быть такая стратегия?
- Нет, сегодня речь не идет о роли буфера по отношению к России, тем более у Варшавы уже несколько лет неплохие, хоть и неидеальные отношения с Москвой. РФ сейчас беспокоит нас уже меньше, хотя политика ее правительства, особенно в отношении оппозиции и демократического движения, оставляет желать лучшего.
Если Польша и считает, что Соглашение об ассоциации с ЕС должно быть подписано независимо от характера власти президента Януковича, то это потому, что мы знаем из собственного опыта: такая договоренность, если ее эффективно реализуют обе стороны, означает большие перемены к лучшему в системе управления страной, в сфере экономической политики.
Это, в свою очередь, улучшит стандарты демократии. Может, мы слишком оптимистично относимся к тому, что сближение с ЕС, а позже членство в нем изменило в Польше, но почему бы вам не использовать проверенный метод? Для нас переговоры с ЕС тоже были колоссальным вызовом, многие сомневались в их результативности, но эффект поразителен еще и потому, что мы слишком многого от себя в этом процессе требовали. Мы смогли укрепить внутреннюю дисциплину и одновременно сохранили свой характер.
В последнее время кажется, что некоторые лоббисты Украины в ЕС скрыто потакают режиму Януковича. Разве это не противоречит принципам демократии и ценностям, на которых ЕС пытается строить свою политику соседства?
- Евросоюз способен беспристрастно оценивать ситуацию в Украине и не требует мнения лоббистов. Наконец, главные вещи видно и невооруженным глазом. Несомненно, в Евросоюзе есть четкое разделение на тех, кто считает, что политика в отношении Киева должна быть бескомпромиссной, и тех, кто верит в эффективность взаимодействия с ЕС и внутренних изменений, которые обеспечит Соглашение об ассоциации. Правда, без существенных доказательств того, что в способе мышления президента Януковича что-то значительно изменяется, второй группе будет трудновато убедить в своей правоте первую.