Польский мандат [ Редагувати ]

Польшу, вслед за Венгрией и Украиной, сотрясает политический кризис. Дело идет к роспуску парламента. И хотя аналитики оценивают эту растущую вероятность не больше, чем в 40%, по сравнению с созданием новой широкой коалиции, можно сказать, что "в жизни бывает много чудес", особенно, когда их возможность оценивается так высоко.
Финита ля коалиция
А все, как, заметим, и в Украине с Венгрией в свое время. Началось с записи, правда, на этот раз снятой профессиональной скрытой камерой. Данный скандал стал ответом одного политического игрока на действия другого. Примечательно, что в этом отношении Украину с ее "пленками Мельниченко" можно назвать сомнительным первопроходцем. Напрашивается вопрос, не было ли в эти дни в гостях у поляков пронырливого майора?
А фабула такова. 4 месяца назад у нашего западного соседа отгремели парламентские выборы. В верхнюю палату парламента, сейм, прошли шесть партий, четыре из которых и являются главными фигурантами кризиса. Это евроскептичная "Право и Справедливость" во главе с братом-близнецом президента Польши Ярославом Качиньским, проевропейская партия экс-премьера Польши Дональда Туска "Гражданская платформа", левопопулистская "Самооборона" (лидер Анджей Леппер) и праворадикальная "Лига польских семей" во главе с бывшим вице-премьером Романом Гертыхом.
Правящая коалиция у ПиС и ГП не получилась, потому Качиньские вынуждены были создавать ее с меньшими фракциями, то есть с "Самообороной" и ЛПС. С самого начала все знали, что подобное непонятное объединение не просуществует долго. Так и случилось.
Аргументация такого союза была оригинальна. Леппер намного опытнее, к нему будет больше доверия со стороны поляков. Потенциального главу правительства почему-то не смутило то, что Леппера считают евроскептиком и популистом. В итоге трехпартийная правящая правительственная коалиция просуществовала всего шестнадцать недель. Разругавшись, лидеры-антагонисты не стесняются в эпитетах, характеризуя методы работы "обидчика". Формальным поводом для увольнения вице-премьера и министра сельского хозяйства Леппера была его критика по бюджету и неприятие решения правительства об увеличении польского контингента в Афганистане. После развала "широкой коалиции", знакомый термин, не правда ли, ПиС приходится искать новых союзников для управления. В противном случае Польше грозит самороспуск парламента и досрочные выборы, которые гипотетически могут пройти 26 октября. 10 октября было тем днем "Х", до которого должна была быть сформирована новая коалиция.
В ближайшие дни премьер-министр Ярослав Качиньский намерен обратиться к Сейму с просьбой проголосовать за вотум доверия правительству. Если попытка не удастся, то "Право и справедливость" выскажется за самороспуск парламента и проведение досрочных выборов.
Как выразился премьер, подвигнуться к "крайней мере" по отношению к своему подчиненному и партнеру по коалиции. По словам премьера, к исключительной мере пришлось прибегнуть из-за возвращения Леппера к своему старому методу ведения политических дискуссий - "склочничеству". При этом брат президента подчеркнул, что не имеет ничего против остальных депутатов от "Самообороны" и считает, что какую-то часть их удастся сохранить в новом большинстве.
Скандал за скандал
Однако, судя по всему, сохранить хотя бы часть "Самооброны" в большинстве будет не очень легко. В этом кроется суть первого скандала, который потряс поляков. По информации "Газеты выборчей", еще в 2005 году, в канун старта парламентской кампании, каждый потенциальный депутат от "Самообороны" давал письменное обязательство заплатить в партийную кассу 552 тысячи злотых, а это порядка 178 тысяч американских долларов, за использование в агитации логотипа партии. В случае получения депутатского мандата прошедшие в парламент обязались вносить по 2300 злотых (740 долларов) - 20% ежемесячных "членских взносов". Таким образом, за годы депутатства взносы составили бы 20% заявленной суммы. Если в течение всего депутатского срока народный избранник четко следует партийным установкам, оставшаяся часть "партийного долга" списывается. Если же депутат вознамерится покинуть партийные ряды или, к примеру, его исключат, придется выплатить всю сумму.
СМИ, к которым попали копии таких документов, утверждают, что для верности там есть подписи еще и депутатских половин. С юридической точки зрения, ничего крамольного в этих расписках нет: подписи свидетельствуют только о том, что кандидаты оплачивают право пользования логотипом "Самообороны". По мнению потенциальных аналитиков и перебежчиков, готовых поддержать новую коалицию, именно это "ноу-хау Леппера" может заставить остальных следовать за своим лидером. Попытка примкнуть к новой коалиции чревата исключением и, как следствие, финансовыми потерями.
Пока готовы рискнуть кошельком только пятеро. Их лидер Ян Быстрый уже заявил о создании новой фракции в Сейме, которое будет называться "Национальное польское движение". Качиньский надеется, что число перебежчиков удастся утроить. Тогда эти пятнадцать голосов можно будет суммировать с голосами депутатов Польской крестьянской партии, которая замыкает партийную шестерку в Сейме, что обеспечит новое большинство. Однако "крестьяне" не спешат с ответом. Дело в том, что в выходные у наших соседей стартовала кампания по выборам в местные органы самоуправления. Кризис в верхах наверняка повлияет на расстановку сил в регионах, и Крестьянская партия, вероятно, не хочет прогадать.
Вероятно, ответом Леппера на скандал стала новая провокация, которую провернули телевизионщики с добровольным участием депутата Самообороны Ренаты Бегер, видимо с согласия руководства партии, и не вольного - глава правительственной канцелярии, члена ПиС Адама Липинского. Он предложил Беггер покинуть свою партию и вступить в "Право и справедливость". В качестве вознаграждения ей был предложен пост замминистра сельского хозяйства. Позже выяснилось, что Липинский стал жертвой "розыгрыша": Рената Беггер. Результат не заставил себя долго ждать. В ту же ночь представители "Гражданской платформы", которая пролетела мимо коалиции, собрали пресс-конференцию, на которой потребовали немедленной отставки правительства и самороспуска Сейма.
А уже наутро скандал бушевал вовсю, пишет "Зеркало недели": газеты пестрели броскими заголовками, под которыми пересказывалась суть беседы Липиньского с Бегер, телеканалы беспрерывно давали в эфир комментарии политиков всех мастей, а в сейме было созвано чрезвычайное заседание президиума. Один из лидеров Польской народной партии тут же заявил, что его политическая сила прекращает переговоры с оскандалившейся ПиС о создании новой коалиции, а оппозиция и примкнувший к ней Леппер продолжали настаивать на роспуске сейма. В свою очередь братья-близнецы, премьер и президент Качиньские охарактеризовали то, что зафиксировала телекамера, как "обычные переговоры" о создании коалиции, принятые и в других европейских странах, а обвинения в коррупции со стороны оппозиции президент назвал "большим семантическим злоупотреблением".
Оказалось, что скандал является сугубо политическим, а претензии к ПиС находятся в плоскости морали. Оппозиция считает безнравственным тот факт, что, спасая свою коалицию, ПиС предлагала государственный пост особе малодостойной, некомпетентной в вопросах сельского хозяйства и к тому же имеющей совсем свежий приговор суда по поводу допущенных ею нарушений избирательного законодательства.
7 октября три крупнейшие партии Польши вывели на улицы Варшавы своих сторонников. Наиболее многочисленной была демонстрация, организованная оппозиционной "Гражданской платформой". 12 тысяч человек требовали отставки премьера, роспуска парламента и проведения досрочных выборов.
Примерно вдвое меньше собралось в центре польской столицы сторонников провластной партии "Право и справедливость". В поддержку правительства провели марш и 2 тысячи членов "Лиги польских семей". В выступлении перед однодумцами премьер пообещал, что попытается снова восстановить коалиционное большинство.
Тогда же стало известно, что политику Ярослава Качинского в польском Сейме поддерживают 183 депутата. Их голосов достаточно, чтобы предотвратить попытки оппозиции поставить на будущей неделе в повестку дня сессии Сейма вопрос о самороспуске парламента и досрочных выборах.
Таким образом, события показали, насколько более тонкокожими польские граждане по сравнению со своими соседями. Ведь у нас предложение постов является обычной практикой политического торга, а там такая попытка привела к кризису.