Кремль осуждает войну в Ираке, но не хочет ссориться с Белым домом [ Редагувати ]

23 марта министр иностранных дел России Игорь Иванов и его китайский коллега Ли Чжаосин в телефонном разговоре решительно высказались за немедленное прекращение военных действий против Ирака, которые были предприняты в обход СБ ООН.
По мнению министров, "эта война уже принесла многочисленные человеческие жертвы среди мирного населения, большие разрушения, растет число беженцев, все более острый характер приобретают гуманитарные проблемы".
"Россия и Китай твердо выступают за то, что только Совет Безопасности ООН может принимать решения по восстановлению Ирака и урегулированию иракской проблемы в соответствии с резолюциями Совета Безопасности и будут активно добиваться этого", отметили на Смоленской площади.
Недовольные войной в Ираке россияне без перерыва митинговали целую неделю. С плакатами "Нет войне!" и ковром ручной работы с портретом Хусейна несколько сотен демонстрантов ходили от иракского посольства к американскому. Призывали бойкотировать "ножки Буша", президента США называли "поджигателем войны" и даже сравнивали с Гитлером.
Официальная Москва в первый день войны слишком резких оценок избегала: Путин осудил только боевые действия. Он заявил, что Россия настаивает на мирном разрешении конфликта вокруг Ирака, но - ни слова о Соединенных Штатах.
На следующий день Москва заявила, что она будет требовать обсуждения иракского вопроса на чрезвычайной сессии Генассамблеи ООН. И дала понять, что симпатии России вовсе не на стороне Америки. Впрочем, и не на стороне Ирака тоже.
Но Штаты для России - "стратегический друг". Поэтому Кремль постарался так осудить войну, чтобы не поссориться с Белым домом. Дружить с Вашингтоном вообще и с Бушем в частности, в мае 2002 года договаривался президент. Впрочем, Штаты и не надеялись, что Россия одобрит их действия в Ираке. Поэтому поспешили заявить: несмотря ни на что, дружба будет крепнуть.
В Персидском заливе Москва и Вашингтон скорее конкуренты. У России там 6-миллиардные контракты на добычу нефти, плюс 8-миллиардный долг Багдада. К тому же хорошие отношения с Ираком - гарантия влияния в арабском мире. Поэтому Москва и потребовала объяснений, с какой стати Штаты просит закрыть иракское посольство и прервать отношения с Багдадом.
Кстати, Россия сейчас - одна из немногих стран, где иракские дипломаты могут без проблем давать пресс-конференции и свободно вести контрпропаганду. Аббас Халаф теперь едва ли не каждый день представляет российской прессе (или зачитывает по телевидению) сводки с фронта. И не стесняется в выражениях в адрес США.
Аббас Халаф, посол Ирака в России: "Если американцы подойдут к Багдаду, то я одно им могу гарантировать, там их будут ждать ворота в ад. Как говорят по-русски, война только началась, ребята, смеётся тот, кто смеётся последним".
По данным радио "Эхо Москвы", против войны в Ираке - 71 процент россиян. Согласно другому опросу этой же станции, больше двух третей не хотят ухудшения отношений с Америкой. Редкий случай, когда общественное мнение в России настолько точно совпадает с позицией Кремля.
Следующий свой шаг во внешней политике - созыв чрезвычайной сессии Генассамблеи ООН и осуждение войны в Ираке - Россия сейчас рекламирует очень широко. Но вот, насколько успешными окажутся эти действия, Москва пока не знает. Хотя утверждает, что уже сейчас её позицию поддерживают несколько десятков государств.