Во Львовской области ликвидировали 11 школ [ Редагувати ]
Сегодня министр образования и науки сообщил, что до 1 сентября двери откроют 25 новых детсадов и 16 школ.
Впрочем, многие учебные заведения в нынешнем году пришлось закрыть. Решения об этом сейчас принимают власти на местах. Во Львовской области ликвидировали 11 школ. "Нерентабельные" - говорят чиновники - детей в некоторых селах слишком мало. Но они ведь тоже должны учиться. И путь к знаниям их ожидает непростой - в прямом и переносном смысле слова. Продолжит Лариса Задорожная.
Маленький Назар считает на пальцах, когда ему идти в школу. Мама думает - сколько до нее километров.
В селе Мижгайцы теперь это забота для всех, у кого есть дети. Местную школу закрывают.
- У школі колись була 21 дитина. А цього року тільки 9.
Две комнаты - это и вся школа. Не то что без компьютерного класса, даже без туалета и спортзала. Физкультуру проводили прямо на дороге перед зданием.
Чего только не делали на этих 36-ти квадратных метрах. Здесь и школа, и клуб, и библиотека. Сюда ходят учиться, танцевать на дискотеке и даже голосовать на выборах. Других общественных помещений в селе нет.
В одной комнате учились 9 человек - одновременно из 4 классов. Пока малыши осваивали «а» и «б», старшие учили наизусть Шевченко. Путаница на уроках, двойная нагрузка на учителя. Каждый вечер ей приходилось одновременно готовить 4 конспекта - для каждого класса разный.
Мария Буклив, бывшая заведующая начальной школы села Мижгайцы:
- Проведіть клас за 40 хвилин і навчіть кожен клас. В кожному класі різні вимоги. Коли я розмовляю з другими, першокласникам заважають вони, ті віддволікаються.
Во Львовской области история школы села Мижгайцы - не исключение. В этом году здесь закрывают сразу 11 школ. Сейчас образование - это не только путь к знаниям, но еще и экономика. Содержать целую школу для нескольких детей - непозволительная роскошь.
Геннадий Дейниченко, глава Самборской райгосадминистрации:
- При переводі виграє бюджет. Але це не сильний ефект. 2 чи 6 дітей - це не ефективне навчання. Виграють діти, школа і бюджет.
Закрывать или нет - решают только местные власти. Деньги на спасение сельских школ из столицы не выделяют. Купить компьютеры или построить спортзал - это неосуществимая мечта. Детей проще возить в другое село, где есть большие школы. Правда, первая метель - и туда уже не добраться.
Мариэтта Музыка, бывшая ученица начальной школы села Мижгайцы:
- Як не приїде автобус, я не піду до школи. Бо пішки буде холодно йти.
Мариэтту теперь будет возить этот желтый автобус. В Самборском районе их целых 8. А нужно 23. Приходиться экономить буквально на всем. Сводить концы с концами водителям непросто.
Иван Дмитрик, водитель школьного автобуса:
- Мішають нам дороги. Дуже в поганому стані. Розраховували на швидкість 40 кілометрів на годину, воно не получаеться. Виходить 20 кілометрів. Трохи задержуемося.
Если с проблемой перевозки детей удается справляться, то что делать с учителями - сложный вопрос. Иногда они остаются без работы.
Леонид Охрименко, начальник управления образования Самборской райгосадминистрации:
- Найболючіше питання, коли говоримо про оптимізацію - це вивільнення працівників і їхня перспектива про працевлаштування, і тут має бути державна політика на випадок оптимізації шкільної мережі.
Из школы Мижгайцев выносят последние учебники. За пару дней переезд закончится. Жители с горечью говорят: «Закрывается школа, постепенно умирает и сельская жизнь». Но тут же с надеждой добавляют - их село эта участь обойдет стороной.
Лариса Задорожная, Виталий Мельник, «Подробности», Львовская область.