Программный вопрос [ Редагувати ]

До президентских выборов-2015 остается еще около полутора лет, а будущая кампания уже сейчас набирает темпы. Но глава государства заранее принимать участие в забеге не спешит. Виктор Янукович обещает сначала выполнить былые обязательства – пункты своей прошлой программы, немалая часть которых еще не реализована до конца.
Фальстарт отменяется?
Официальная непродолжительность президентской кампании редко когда ограничивала украинский политикум. Фактически подготовка к выборам главы государства начинается задолго до того, как ЦИК дает отмашку регистрации кандидатов. И 2015 год исключением не будет. "Подробности" недавно писали о том, как свой интерес к участию в гонке с разной степенью откровенности демонстрируют представители оппозиции. Однако присоединение к "отборочным соревнованиям" представителей властного лагеря пока откладывается – действующий президент подписываться на второй заход не спешит.
Хотя на сегодня редко озвучиваются сомнения в том, что Виктор Янукович захочет продолжить свою президентскую карьеру, сам нынешний гарант Конституции о своих планах на будущее говорит сдержанно. "Я выполняю ту программу, с которой шел на выборы в 2010 году. Когда я отчитаюсь по этой программе перед украинским народом... думаю, что отчет будет уже в 2014 году... тогда я смогу – в первую очередь самому себе – дать ответ и принять решение по этому вопросу", - рассказал он 8 сентября в эфире канала "Украина", уточнив, что сейчас у него "голова забита другим".
"Долг перед украинским народом" глава государства планирует "выполнить максимально", хотя политика его и не слишком радует. "Я всегда говорил, что я не очень хорошо отношусь к политике, хотя жизнь распорядилась так, что я ею занимаюсь", - признался президент. Подобные высказывания – не в новинку не только в исполнении Виктора Федоровича, но и его коллег. Так, одним из главных "политненавистников" в Украине в свое время был Виктор Ющенко. "Я уже вам говорил, что я политику ненавижу. Мне потом помощники говорили, что это неправильная фраза. Но я ее повторю – я её ненавижу. Но хорошо понимаю, что без политики нельзя принести пользу государству, которую через нее можешь делать. И это внутренняя боль. Я очень хорошо знаю украинских политиков, и не очень много времени хотел бы с ними проводить, потому что это напрасная работа", - сетовал предыдущий руководитель государства.
Правда, подобного накала заявления Виктора Андреевича достигли уже на закате его срока – эти слова в свое время стали одним из самых ярких моментов заключительной пресс-конференции в феврале 2010 года. Подобной возможности дистанцироваться от неприятного занятия у действующего президента нет. Он и сам подчеркивает значимость стоящих перед ним задач. "Сегодня я все свои силы, все время направляю на то, чтобы экономический кризис меньше проникал в нашу страну и негативно влиял на экономику", - пояснял он в интервью. Что ж, силы гаранту понадобятся – 2014-й не за горами, а в его программе (в разных ее вариациях) еще хватает невыполненных пунктов.
Экономике – бой!
Перманентная борьба с экономическим кризисом в Украине дает некоторые результаты. Во всяком случае, на фоне кризисных 2008-2009 годов скромные успехи последних лет выглядят сравнительно привлекательно. Так, часть данных тогда еще кандидатом в президенты обещаний "макроэкономического" характера правительствам Николая Азарова выполнить удалось. Например, за последние годы в Украине сократились темпы роста инфляции, остается стабильным курс гривны и растет ВВП. Вот только последний – с переменным успехом. Если в первые годы правления Виктора Януковича рост ВВП составлял 4-5 процентов, то в 2012-м картина выглядела уже грустнее – прирост реального ВВП составил только 0,2%. И если положение дел не изменится, 2013 год может повторить его судьбу. В первом полугодии показатели падали, а МВФ прогнозирует, что на конец года Украина выйдет с нулевым ростом, что могло бы противоречить былому предвыборному обещанию о "ни года без прироста". Но только сомнения по поводу того, что Украина сможет к 2020 году войти в G20 все еще остаются.
Спасать экономику страны нынешние власти в свое время планировали, превратив Украину "в самую инвестиционно привлекательную страну Восточной Европы". Несмотря на надежды на Евро-2012 к реализации этого пункта регулярно возникают вопросы. Формально инвестиции в Украину увеличиваются. Президентская программа "Украина для людей" включала в себя пункт "Увеличить прямые иностранные инвестиции в Украину до 50 миллиардов долларов США в 2014 году". По данным Госстата, эта задача выполнена: на 1 июля 2013 года объем прямых инвестиций (за все время инвестирования) составлял свыше 55 миллиардов долларов. Но, во-первых, темпы сокращаются: например, в 2012-м в экономику нашей страны "зашло" на 7 процентов вложений меньше, чем годом ранее. А, во-вторых, заметную роль играет и распределение мест среди инвесторов. На протяжении всей истории инвестирования главным поклонником Украины остается Кипр. На "дежурный" оффшор приходится почти 18 миллиардов долларов – более 32 процентов от общего объема вливаний, в иностранном происхождении которых периодически возникают сомнения. Причем за последние три с половиной года доля Кипра увеличилась почти в половину – на 1 января 2010 года островная поддержка равнялась лишь 8,5 миллиарда.
С другой стороны, повышать пресловутую привлекательность руководство страны собиралось, в том числе, благодаря стимулированию бизнеса. Налоговый кодекс действительно был принят безотлагательно. Частично были выполнены и точечные обещания – так малый бизнес все же получил свои "налоговые каникулы", пусть даже и по узкой схеме. А вот некоторые другие обязательства налогового порядка так и не реализовались. Так, Виктор Янукович как кандидат в президенты обещал, что с 2011 года НДС уменьшится до 17 процентов. Этого не произошло (что, к слову, стало одной из причин судебного иска "За невыполнение программы") до сих пор, хотя недавно правительство презентовало законопроект, предполагающий более радикальное понижение налоговой ставки – но вкупе с введением налога на оборот. Не слишком радужно обстояли и дела с уменьшением налога на прибыль – до обещанной еще на 2011 год планки в 19 процентов он был снижен только с 1 января 2013-го. Но долгожданные 16% НК обещает уже в следующем году, хотя до вхождения в топ-10 стран по легкости ведения бизнеса Украине еще очень далеко. Пока амбиции Кабмина направлены на первую сотню Doing Business. Также не все гладко обстоит с теми пунктами программы, которые касаются поддержки села, несколько лучше – с поддержкой ряда отраслей промышленности, знаковым для нынешнего правительства "обеспечением энергетической независимости" и – благодаря Евро-2012 – с некоторыми инфраструктурными пунктами, вроде строительства и модернизации аэропортов. Впрочем, и более подробно расписанным "социальным" инициативам тоже везло не всегда.
Гарантировать по-европейски
Если часть четко сформулированных экономических обетов властям удалось выполнить буквально, то с социальными гарантиями – и особенно "общего плана" – дела обстоят хуже. Так, в полном объеме реализованы обещания по уровню социальных выплат на новорожденных – в 2010-м речь шла о 25, 50 и 100 тысячах гривен на первого, второго и третьего (и последующих) детей. В 2013-м закрепленные суммы, кратные 30, 60 и 120 (соответственно) прожиточным минимумам эти барьеры берут с запасом. Но вот поможет ли увеличение выплат добиться цели "В 2020 году нас будет 50 миллионов" – уже другой вопрос.
Трудности возникли с реализацией целого ряда социальных инициатив – от пересчета "антикризисного" варианта потребительской корзины до выплат на детей, старше 3 лет (обещанные рамки более или менее совпадают, например, с выплатами, предназначенными матерям-одиночкам, но в программе объекты помощи конкретизованы не были) или всеобщей поддержки дешевой ипотеки. Существенно затянулись реформы медицины (определенный прогресс заметен все больше в сфере регулирования цен на лекарства – небесспорными с точки зрения бизнеса методами) и образования, что подставило под удар целый ряд обещаний. Объем бюджетных мест в государственных вузах все еще определяется по старой схеме, а не составляет "законодательно закрепленные 75 процентов" – до рассмотрения вариаций на тему закона о высшем образовании у парламента регулярно не доходят руки. Со "скрипом" проходит ожидаемое властями завоевание украинскими университетами позиций на мировом уровне. Да и внешнее независимое оценивание, вопреки первоначальным планам, отменено не было и для нынешних выпускников все еще обязательно. Зато давние выпускники школ действительно получили возможность поступать без сертификатов и работает опция выбора языка тестирования.
О том, что стоит за анонсом "внедрения европейских стандартов социальной защиты" все еще судить трудно. Но если речь идет о пенсионной реформе – вряд ли каждый избиратель с этим согласится. Да и то, является ли средняя пенсия в 1470 гривен (в 2013-м) достаточной, если "обеспечивать базовые потребности человека" по программе должна была даже минимальная (894 гривны до 1 ноября) – тема, дающая широкий простор для обсуждений… Особенно, если учесть, что нынешняя минимальная пенсия равна прожиточному минимуму для нетрудоспособных граждан, а не превышает его на 20 процентов, как обещалось когда-то. А вот ограничить порог "сверхпенсий" предыдущему парламентскому созыву удалось, хоть и не без трений.
Государственная эффективность
Обещания Виктора Януковича сделать "государство эффективным" в некотором роде были выполнены с лихвой. Во всяком случае, властная система была пересмотрена настолько эффективно и эффектно, что, например, говорить об "укреплении основ парламентаризма" после отмены политреформы-2004 стало намного сложнее. Зато в преобразовании системы "разграничения полномочий ветвей власти" сомневаться не приходится. Принят и ряд антикоррупционных законов. Но в целом темпы выполнения политической или околополитической части президентской программы пока выглядят не слишком убедительно.
"Ступор" административной реформы после ее первого ("центрально-властного") этапа все еще не отменяет поставленный было крест на пунктах, касающихся расширения полномочий местного самоуправления. Реформы правоохранительных органов и судебной системы еще тоже далеки от завершения. А о встречавшейся порой инициативе выборности судей гражданами, судя по последнему проекту реформы, речь пока не идет вовсе. Серьезные проблемы возникли с ликвидацией депутатских льгот, но тут парламентарии ожидаемо не спешат копать себе яму. Обещание открыть списки на выборах в итоге вылилось в более спорную смешанную схему с возвращение 50% мажоритарки. Ну а в торжестве верховенства права в Украине многие сомневаются не только в стране, но и за ее пределами – как, к примеру, Брюссель.
Зато обещания вести более многовекторную, чем у предшественника, внешнюю политику Виктор Янукович выполнил. Сотрудничество с ЕС продолжается, внеблоковость Украины была закреплена законодательно (что на "полевом" взаимодействии с НАТО пока принципиально не сказалось). На первых порах казалось, что и с пунктом "восстановления дружественных и взаимовыгодных отношений с РФ" проблем не будет. Но недавние "таможенные" трения добавили реализации этого обещания новой остроты.
К тому же российских партнеров вряд ли радует невыполнение еще одного стандартного программного пункта. Среди первоначальных обещаний Виктора Януковича (закрепленных в той версии программы, которая сохранилась на сайте ЦИК) немаловажное место отводится разделу "Сделать русский государственным". Как известно, до сих пор решить этот вопрос ПР не удавалось, а с принятием "промежуточного" закона об основах языковой политики возможные поправки к первому разделу Конституции "регионалы" обсуждают менее охотно.
Еще одним наглядно невыполненным обещанием остается судьба армии. При нынешних объемах финансирования о перевооружении и всецелых соцгарантиях военнослужащим говорить сложно. Но главное – контрактной армии с 2011-го в Украине так и не случилось. А в Минобороны теперь обещают, что осенний призыв-2013 все-таки будет последним.
Исходя из этого несложно заметить, что уточнение по поводу 2014 года для Банковой принципиально – ряд начинаний воплотить в жизнь раньше просто не получится. Впрочем, и ограничение срока необязательно гарантирует выполнение всех обещаний. Особенно в случае широких реформ, запуск которых постоянно откладывается. В то же время достигнутая было некоторая стабильность экономического положения в ближайшие год-полтора также может подвергнуться испытаниям, что невольно скажется и на степени "выполненности" уже, казалось, пройденных пунктов. В силу всего этого обещанный Виктором Януковичем отчет должен получиться интересным. Но не менее интересными обещают быть выводы из него. Ведь нельзя исключить вероятность того, что провисание некоторых пунктов окажется дополнительным обоснованием необходимости второго срока. Особенно в тех случаях, когда гарант Конституции предусмотрительно планировал на 10 лет вперед.