Неугомонный Мортаделла или Романо Проди остается в большой политике [ Редагувати ]

Его политическая карьера подобна вспышке молнии. Невысокого роста, внешне неприметный, Романо Проди ворвался в европейскую политическую элиту в середине 90-х.
Тогда недовольство правлением кабинета Сильвио Берлускони в Италии достигло предела, экономическая ситуация ухудшалась, а постоянные коррупционные скандалы, сопровождавшие лидера правых, уходили на второй план лишь во время матчей любимых футбольных команд, также, к слову, Берлускони принадлежащих. Жители Апеннин хотели перемен и связали их с именем Проди - абсолютно необычным для Италии типом политика, прямо противоположным "неистовому Сильвио". Романо не бросался миллионами (у него их просто не было), не ездил на шикарных лимузинах, а исколесил во время своей предвыборной кампании страну на стареньком потрепанном автобусе. И это понравилось, как и схоластическая попытка объединить христианские ценности с коммунистическими и социалистическими идеями.
Впрочем, политические противники тут же прилепили за это Проди обидное прозвище Мортаделла, по названию сорта вареной колбасы. Берлускони тогда проиграл своему неожиданному конкуренту, на которого поначалу даже всерьез внимания не обратил. Передравшиеся было в парламенте представители различных левых партий и движений ожили в надежде получить послушного и управляемого лидера. Но не тут-то было. После блестящей победы на выборах новому главе правительства явно не хотелось быть Мортаделлой - он показал зубы товарищам по коалиции, поведя собственную внутреннюю и внешнюю политику. Проди способствовал вхождению Италии в зону евро, считая, что для страны с экономикой, отстающей в развитии от немецкой или французской, это будет выгодно. Путь к успеху, убежден он, это в первую очередь умение побороть свои слабости и желания, сконцентрироваться до предела, определить первостепенные цели и реальные возможности для их достижения. В том - жизненное кредо Проди, познавшего с детства финансовые проблемы и научившегося пробиваться по намеченному пути.
Романо - один из семи сыновей в небогатой интеллигентной семье - сделал свою жизнь сам. Его не удовлетворил полученный в юности диплом Миланского католического университета. Заработав по крупицам деньги, сумел с отличием окончить престижную Лондонскую школу экономики, стать профессором в Болонском, а затем и Гарвардском университетах. Первая "проба пера" в большой политике вышла, прямо скажем, не очень. Чуть больше года в конце 70-х пробыл он министром промышленности Италии. Что тогда делалось в этой отрасли народного хозяйства Италии, люди старшего поколения еще не забыли. Да и премьерство Проди, неожиданно ставшего лидером левых в 90-х, закончилось сокрушительным поражением на выборах все тому же Сильвио Берлускони. Итальянцы разочаровались в евро-интеграционных устремлениях, а присоединение к евро не сделано их кошельки более толстыми. Так что избрание Проди пять лет назад председателем Еврокомиссии - отличный уход из большой итальянской политики.
Депутаты Европарламента, обсуждавшие тогда кандидатуру Романо Проди, отмечали несколько важных качеств его характера. Вспоминали, в частности, порядочность и работоспособность, умение не выпячивать свою собственную персону на первый план и желание оставаться как бы в тени. Все это, к слову, проявилось во время работы на посту руководителя исполнительного органа ЕС. Внутренние противоречия и скандалы пытались гасить без прессы, не вынося сор из избы. Проворовавшихся чиновников, уплывших неизвестно куда миллионов при Проди в аппарате Еврокомиссии было не меньше, чем во времена его предшественников. И евробюрокартия плодилась в спринтерском темпе. После начала расследования правоохранительными органами нескольких государств фактов коррупции в структурном подразделении ЕС Евростате в минувшем году всерьез заговорили о возможности преждевременной отставки Проди.
Но он сумел выйти сухим из воды, избежав участи Жака Делора, ушедшего с этого поста не по доброй воле. Руководитель Еврокомиссии уверенно лавировал, уговаривал депутатов в Страсбурге и Брюсселе, микшировал неприятные истории. Факты коррупции в Евростате были вопиющими, явными, куда более внушительными, чем во времена Делора. Но Проди обещал навести порядок, клялся и божился. На решительный поступок - уйти в отставку - его не хватило. Да и не в традициях это хитроватого итальянца, говорящего каждому то, что тот хочет услышать.
Пожалуй, Проди одним из первых понял опасность, грозившую существованию союза в случае принятия проекта общей Конституции в редакции Конвента Валери Жискар д'Эстена. Это нынешнему главе Еврокомиссии принадлежит сакраментальная фраза, мол, такой Конституцией мы развалим ЕС. Но одновременно все время пытаясь получить хорошую прессу в США и положительные отклики от политиков с берегов Потомака, Романо обещал манну небесную новым вступающим странам. Четко понимая, что они, в общем-то, для единой Европы - форменная обуза. Слишком хорошо знает он проблемы и беды родной Италии, ее неконкурентоспособность во многих сферах с грандами - Францией, Великобританией, Германией. И он понимал: наделение новых членов такими же правами, как и у главных финансовых спонсоров Евросоюза, могло превратить ЕС в клуб бесплодных дискуссий наподобие ПАСЕ, где принять важные решения просто не представлялось бы возможным.
Летом минувшего года Проди выдвинул свой план реформирования Еврокомиссии, в основе которого - децентрализованная система принятия решений. Он предложил, чтобы семь групп комиссаров возглавляли различные ведомства ЕС. Таким образом, ушла бы в прошлое система голосования с участием всех комиссаров, кроме принципиальных вопросов, таких, скажем, как бюджет. Проди в течение пяти лет небезуспешно пытается воплотить в жизнь формулу "И волки сыты, и овцы целы", дабы хоть как-то соблюсти одновременно интересы старых членов Евросоюза и малых стран, явно уступающих в уровне экономического развития. Он был среди тех, кто лоббировал идею "двойного большинства" при голосовании в ЕС, ставшую камнем преткновения и фактически погубившую проект общей Конституции.
Ум и опыт профессора-экономиста подсказали Проди, что плохо обоснованное, продиктованное в основном политическими мотивами расширение Евросоюза на Восток на фоне экономического кризиса и стагнации может привести к краху этого объединения государств. Ограничение прав новичков в сочетании с возрастающими экономическими требованиями к странам- "локомотивам", по идее, могли бы создать определенный баланс интересов. И вот недавно в Страсбурге глава Еврокомиссии предложил увеличить общий бюджет ЕС к 2013 году до астрономических сумм в 153 миллиарда евро. Причем вспомнил он о давней договоренности членов Евросоюза постепенно увеличивать свой взнос до 1,24 процента от ВВП. Для Германии, Франции, Нидерландов, Великобритании - это огромнейшие суммы. И гранды, естественно, воспротивились. Как не восприняли и популистскую, на их взгляд, идею Проди подать в суд на Францию и Германию за нарушение Пакта стабильности - превышение допустимой нормы дефицита бюджета.
Возникает закономерный вопрос: зачем это все нужно Романо Проди, ведь срок его полномочий вот-вот закончится? Нынешним летом предстоят выборы преемника, который займет эту должность в октябре. Среди кандидатов уже есть две "тяжеловесные" политические фигуры - бывший премьер-министр Финляндии Пааво Липпонен и еврокомиссар Антонио Витторино. Так что экс-премьеру Италии можно было бы вспомнить о своих ученых степенях и подумать о работе менее напряженной. Но не тут-то было. После скандального обсуждения проекта будущего "большого" бюджета ЕС Проди неожиданно объявился на родине. И перед телекамерами заявил о формировании союза "Оливковой ветви" - нового политического объединения левых, которое... бросает перчатку на будущих выборах все тому же Сильвио Берлускони.
Многим тут же стала понятна фантастическая активность Проди в последний год, которую не уняли даже угрозы в его адрес и посылка со взрывпакетом, пришедшая в офис главы Еврокомиссии. Понятны и его участившиеся появления перед телекамерами - эксклюзивные интервью для ведущих европейских телекомпаний, приглашение репортеров на ежедневные утренние пробежки и велосипедные прогулки. Ни о какой преподавательской и научной работе, похоже, Романо Проди не собирается думать. Вкусивший большой политики, он и в будущем видит себя на позициях лидера, снова в родной стране. Ему кажется реальным возвращение на пост главы правительства. Хоть и повторяет при случае, что возвращаться в премьерское кресло в его планы не входит. Но цену словам Романо уже многие поняли давно. Что из этого выйдет, покажет уже ближайшее время.
Ну, а Евросоюз? Судьба его, кажется, предрешена. Появление "более интегрированной" группы государств и "подрастающего поколения" де-факто стало явью. А де-юре будет узаконено эдак через год-два, когда с помпой отметят расширение ЕС на Восток, поздравят новых участников и столкнутся с новыми неразрешимыми противоречиями. Впрочем, это уже будет после Проди, а значит, он за это ответственности не несет. Всегда можно будет легко парировать обвинения политических оппонентов, мол, не вняли разумным предложениям. Мол, не Мортаделла я, а вполне прогнозируемый политик со своей ясно выраженной линией.