Моряки-путешественники получили президентские награды [ Редагувати ]
Президент Индонезии Мегавати Сукарнопутри вручила медали "Сатья ленчана" за заслуги в области культуры восьми членам экипажа воссозданного по древним изображениям судна.
С 15 августа прошлого года до 23 февраля 2004 года парусник проделал свыше 1 тысячи 100 километров, пересек Индийский океан и обогнул южное побережье Африки, заявил на церемонии государственный министр культуры и туризма И Геде Ардика.
Как сообщает в субботу, 27 марта, газета "Джакарта пост", на пути к столице Ганы Аккре судно зашло на Сейшельские острова, Мадагаскар, Кейптаун и остров Святой Елены.
Двадцатиметровый "Борободур", как он назван в честь построенного в VIII веке новой эры знаменитого яванского храма, был построен без единого железного гвоздя или металлической детали - лишь из тех материалов и с помощью тех инструментов, что были доступны судостроителям Явы в восьмом веке. Прототипом для него послужило изображение корабля на одном из барельефов одноименного храма. "Успех этой экспедиции доказывает, что предки индонезийцев, действительно, были великими моряками", - завил министр культуры.
Многие историки не сомневались в том, что в первом тысячелетии новой эры жители крупнейшего архипелага планеты регулярно плавали к побережью Южной Африки. В качестве доказательств ученые приводили близость малагасийского языка, на котором говорят на Мадагаскаре, малайско-полинезийской семье языков.
Однако не все западные специалисты были с этим согласны. Странной казалась уже сама мысль о том, что древние суденышки с балансирами с легкостью пересекали громадные просторы Индийского океана, доставляя в Африку шелка и пряности и забирая оттуда железную руду, слоновую кость и кожи.
Общая сумма, израсходованная на строительство парусника и организацию экспедиции, составила 360 тысяч долларов, предоставленных частными спонсорами и индонезийским правительством.
Дорога была нелегкой. Уже через месяц пути сильнейший шторм порвал один из главных парусов судна. Однако судно продемонстрировало отличные мореходные качества, развивая порой скорость до 11 узлов. На паруснике имелись компьютер, современный радар, система спутниковой навигации и сотовый телефон. Однако во всем остальном он - точная копия судов древних индонезийцев, вплоть до расположенных по бокам двух балансиров, крепления которых делают "Борободур" похожим на паука. Кстати, в точности такие балансиры индонезийцы используют по сей день.
Место последней стоянки парусника уже известно. В Гане его погрузили на борт грузового судна, чтобы вернуть на Яву. Примерно через месяц судно разместят близ давшего ему имя древнего храма Борободур.